Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

никогда не примет образы элементарного мира за

действительность переживания чувственного мира. Образы

элементарного мира приводятся в правильную связь с

действительностью, которой они соответствуют, только

посредством способности души к превращению.

Но и вторая необходимая для эфирного тела сила -- сильное

'чувство Я' -- не должна в пределах чувственного мира

вторгаться в жизнь души такой, какой ей подобает быть в

элементарном мире. В противном случае, она становится в

чувственном мире источником безнравственных наклонностей,

поскольку последние связаны с эгоизмом. В этом пункте духовная

наука в своем исследовании мира находит происхождение 'зла' в

человеческих поступках. Это было бы непонимание мирового

порядка, если бы мы отдались вере, что этот мировой порядок

может существовать и без силы, образующих источник зла. Побудь

этих сил, эфирное существо человека не могло бы развиваться в

элементарном мире. Эти силы суть вполне добрые силы, когда они

действуют только в элементарном мире; они создают зло тьмы, что

не остаются в покое в глубинах души, регулируя отношение

человека к элементарному миру, но переносятся в душевное

переживание в чувственном мире и этим превращаются в побуждения

эгоизма. Тогда они действуют противоположно способности любви,

и тем самым становятся источниками безнравственных поступков.

Когда сильное 'чувство Я' переходит из эфирного тела в

физическое, то это производит не только усиление эгоизма, но и

ослабление эфирного тела. Ясновидческому сознанию открывается,

что необходимое при вступлении в сверхчувственный мир 'чувство

Я' тем слабее, чем сильнее эгоизм при переживании в чувственном

мире. Эгоизм делает человека в его душевных глубинах не

сильным, а слабым. И когда человек проходи, сквозь врата

смерти, то действие эгоизма развитого в жизни между рождением и

смертью, сказывается в том, что он делает душу слабой для

переживаний сверхчувственного мира.


О СУЩЕСТВАХ МИРОВ ДУХА

Когда душа с ясновидческим сознанием вступает в

сверхчувственный мир, она познает себя в нем так, что в

чувственном мире о способе этого познания она не может

составить себе никакого представления. Она находит, что с

помощью своей способности к превращению, она познает существ,

имеющих с ней большую или меньшую степень сродства; но она

замечает также, что в сверхчувственном мире она встречает

существ, которые ей не только родственны, но с которыми

необходимо еще себя сравнить для того, чтобы себя познать. И

далее, она делает наблюдение, что эти существа сделались в

сверхчувственных мирах тем же самым, чем стала и она в

чувственном мире благодаря своим переживаниям и опытам. Перед

душой человека выступают в элементарном мире существа,

развившие в пределах этого мира такие силы и способности,

которые сам человек может развить лишь благодаря тому, что

кроме эфирного тела и других сверхчувственных членов своего

существа он имеет еще и физическое тело. Упоминаемые здесь

существа не имеют подобного физически-чувственного тела. Они

развились таким образом, что ту душевную сущность, которую

человек имеет благодаря физическому телу, они имеют благодаря

своему эфирному телу. Хотя они -- существа до известной степени

однородные с человеком, однако они отличаются от него тем, что

не подчинены условием чувственного мира. Они не имеют таких

чувств, какие есть у человека. Их знание подобно человеческому

знанию; но они приобрели его не путем чувства, а путем особого

возникновения из глубин их существа всех их представлении и

других душевных переживаний. Их внутрення жизнь как бы заложена

в них; и они извлекают ее из своих душевных глубин, подобно

тому, как человек извлекает из своих душевных глубин

представления своих воспоминаний.

Так познает человек чушеств, которые в сверхчувственном

мире стали тем, чем он может стать