Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

для

чувственного мира -- поступки.

Если душа хочет перейти в сверхдуховный мир, она должна

своей собственной волей изгладить свои воспоминания от

физического и элементарного мира. Это возможно для нее лишь в

том случае, если из беседы духов она приобрела уверенность,

что, уничтожив в себе все, дававшее ей дотоле сознание ее

бытия, она не всецело утратит свое бытие. Душа должна

действительно поставить себя перед духовной бездной и, стоя

перед ней, создать в себе волевой импульс: готовность позабыть

свое волнение, чувствование и мышление. Она должна в своем

сознании отказаться от своего прошлого. Это необходимое здесь

решение можно было бы назвать установлением по собственной

воле, а не благодаря условиям физического или эфирного тела,

полного сна сознания. Но это решение нужно понимать не в том

смысле, что оно имеет целью, после промежутка

бессознательности, вновь вызвать то же самое сознание, которое

было и прежде, а в том смысле, что благодаря ему это сознание

сначала действительно, по собственному волевому решению,

погружается в забвение. Нужно принять во внимание, что этот

процесс невозможен ни в физическом, ни в элементарном мире, а

возможен только в мире духовном. В мире физическом возможно

уничтожение, являющееся как смерть; в элементарном мире смерти

нет. Поскольку человек принадлежит к элементарному миру, он не

может умереть; он может лишь превратиться в другое существо. В

духовном мире, в строгом смысле слова, невозможно и полное

превращение ибо, во что бы ни превратилось существо человека, в

духовном мире пережитое прошлое раскрывается ему как его

собственное, осознанное им бытие. Для того чтобы это бытие в

воспоминании исчезло, в духовном мире необходимо, чтобы душа

сама, своим волевым решением, погрузила его в забвение.

Ясновидческое сознание может прийти к этому волевому решению,

завоевать себе необходимую душевную крепость. Если оно

достигнет этого, то из вызванного им самим забвения перед ним

всплывает истинная сущность 'Я'. Сверхдуховный окружающий мир

дает душе человека знание об этом 'истинном Я'. Ясновидческое

сознание может пережить себя в 'истинном Я', подобно тому, как

оно может переживать себя в эфирном и астральном теле.

Это 'истинное Я' не создается ясновидением; для каждой

человеческой души оно существует в ее глубинах. Ясновидческое

сознание лишь сознательно переживает то, что для каждой

человеческой души является неосознанно принадлежащим к существу

ее фактом.

После физической смерти человек постепенно вживается в

окружающий его духовный мир. В последнем существо его всплывает

сначала с воспоминаниями из чувственного мира. Хотя он и лишен

здесь опоры физически-чувственного тела, он все-таки может

сознательно жить в этих воспоминаниях, ибо в них воплощаются

соответственные им живые мысле-существа, так что воспоминания

не имеют больше того только теневого бытия, которое присуще им

в физическом мире. И в известный момент между смертью неновым

рождением живые мысле-существа духовного окружения действуют

так сильно, что тогда без волевого импульса наступает описанное

выше забвение. А вместе с последним начинается и жизнь в

'истинном Я'. Путем укрепления душевной жизни ясновидческое

сознание вызывает, но уже как свободное деяние духа, то самое,

что является как бы естественным событием для переживания между

смертью и рождением. Однако, в пределах физически-чувственного

переживания никогда не может явиться воспоминание о

предшествовавших земных жизнях, если в этих земных жизнях

представления не были направлены на духовный мир. Необходимо

всегда иметь предварительно знание о том, о чем впоследствии

должно всплыть отчетливое воспоминание. Поэтому необходимо,

чтобы человек в земной жизни приобрел сначала знание о себе как

о духовном существе, если он хочет по праву надеяться в будущей

земной жизни припомнить о предшествовавшей. Однако, это знание