Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

только существ.

В этих существах заключается истинная действительность.

Подобным же образом обстоит дело и с элементарным миром.

При взгляде из духовного мира в нем также исчезает все, что не

носит характер существа. И душа чувствует, что она и в этом

мире имеет дело с существами, которые слиянием воедино своих

деятельностей дают проявиться бытию, являющемуся нам, благодаря

органам симпатии и антипатии как мир элементарный.

Существенная часть вживания в сверхчувственные миры

заключается в том, что вместо состояний и качеств, которыми

окружено сознание в чувственном мире, выступают существа.

Сверхчувственный мир раскрывается, наконец, как мир существ; а

то, что предстоит в нем еще, кроме этих существ, раскрывается

как выражение деяний этих существ. Но деяниями духовных существ

являются также

и миры чувственный и элементарный.


О ПЕРВОМ ЗАЧАТКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Выше в этой книге говорилось о бытии Луны и Солнца,

предшествовавшем бытию Земли. Только в пределах лунного бытия

ясновидческое сознание еще получает впечатления, напоминающие

впечатления от жизни Земли. Но таких впечатлений оно уже больше

не может получить, когда ясновидческий взор обращается назад к

отдаленнейшему солнечному бытию Земли. Это солнечное бытие уже

всецело раскрывается как мир существ и деяний этих существ.

Чтобы получить впечатление от этого солнечного бытия, нужно

отдалиться от всех представлений, какие могут быть добыты в

пределах минеральной и растительной жизни Земли. Ибо

представления первого рода могут иметь значение только для

познания прежний состояний самой Земли, а те, что добыты из

области растительной жизни, для давно прошедшего бытия Луны. К

древнему солнечному бытию Земли приводят представления, которые

могут быть пробуждены животным и человеческим царством природы,

но которые отнюдь не служат простым отображением того, что в

существах этих царств является для чувств.

Ясновидческое сознание человека находит в эфирном теле

действенные силы, которые слагаются в образы, служащие

выражением того, как благодаря деятельности духовных существ,

во время древнего солнечного периода, эфирное тело получило

свой первый зачаток в мировом свершении. Этот зачаток можно

проследить в его развитии и дальше, в течение периодов развития

Луны и Земли. И можно бывает заметить, как он за это время

изменился и благодаря этому изменению стал тем, чем в настоящее

время действенно проявляется как эфирное тело человека.

Физическое тело человека требует для своего понимания еще

другой деятельности человеческого сознания. Вначале оно

является как внешний отпечаток эфирного тела. Но при точном

наблюдении выясняется, что в чувственном бытии человек никогда

не мог бы достичь полного раскрытия своего существа, если бы

физическое тело было ничем иным, как только

чувственно-физическим откровением эфирного тела. В этом случае

у человека могло бы быть определенное веление, чувствование и

мышление, но мышление, чувствование и веление не могли бы

объединиться таким образом, чтобы в душе человека возникло

сознание, выражающееся в 'переживании Я'. Это становится

особенно ясным, когда сознание приобретает в своем развитии

свойство ясновидения. Для человека это 'переживание Я' может

наступить сначала только в чувственном мире, когда он облечем

своим физически-чувственным телом. Затем он может внести его

оттуда в элементарный мир и в мир духовный и может проникнуть

им свои эфирное и астральное тела. Ибо человек обладает таким

эфирным и астральным те ламп, в которых первоначально не

образуется 'переживания Я'. Но у него есть

физически-чувственное тело, в котором это переживание может

наступить. Если же рассматривать физически-чувственное тело

человека из духовного мира, то оказывается, что в нем есть

нечто сущностное, не раскрывающееся во всей своей истине даже

при созерцании из этого