Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

существо; он живет в

нем, как в своем 'другом Я'. Поскольку он, как существо, есть

'другое Я', он живет в астральном теле, подобно тому, как он

живет в теле физическом и эфирном. Как окружение физического

тела есть мир физический, а окружение эфирного тела -- мир

элементарный, так окружение астрального тела есть область духа.

Существа одинакового рода и происхождения с 'другим Я'

человека действуют в физическом и элементарном мире, как

ариманические и люциферические силы. Характер их воздействия

делает понятным отношение астрального тела человека к эфирному

и физическому.

Первоисточник эфирного тола следует искать в

давнопрошедшем состоянии Земли, в ее так называемом периоде

Солнца.

Схематически, согласно предыдущему, человека можно

рассматривать так::

1) Физическое тело в физически-чувственном окружающем

мире. Благодаря ему человек познает себя как самостоятельное

особое существо (как 'Я').

2) Тонкое (эфирное) тело в элементарном окружающем мире.

Благодаря ему человек познает себя как члена жизненного тела

Земли, а тем самым и как члена трех следующих друг за другом

планетарных состояний.

3) Астральное тело в чисто духовном окружающем мире.

Благодаря ему человек является членом этого духовного мира,

отражения которого суть миры элементарный и физический. В нем

находится 'другое Я' человека, получающее свое выражение в

повторных земных жизнях.


О 'СТРАЖЕ ПОРОГА' И О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

ЯСНОВИДЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Своим переживанием в чувственном мире человек стоит вне

мира духовного, в котором, как было указано выше, коренится его

существо. Какое значение для человеческого существа имеет это

переживание, можно понять, если вспомнить, что, вступая в

сверхчувственные миры, ясновидческое сознание нуждается в

укреплении тех именно сил души, которые вырабатываются в

чувственном мире. Без этого укрепления душа чувствует некоторую

боязнь перед вступлением в сверхчувственный мир. Она даже

пытается спастись от этого вступления, отыскивая

'доказательства' невозможности такового вступления.

Если же душа чувствует себя достаточно сильной для

вступления, если она сознает в себе силы позволяющие ей после

вступления, утвердить самостоятельность своего существа и

переживать в поле своего сознания не только мысли, но и

существ, как это необходимо в элементарном и духовном мире, то

она чувствует также, что она могла собрать эти силы, только

благодаря жизни в физическом мире. Она убеждается, что в ее

мировом пути ей необходимо пройти через чувственный мир.

Это уразумение дается в особенности теми переживаниями

ясновидческого сознания, которые находятся в связи с мышлением.

При вступлении в элементарный мир, сознание наполняется

существами, воспринимаемыми образно. В пределах этого мира, по

отношению к его существам, ему совсем не приходится развивать

внутренней душевной деятельности, похожей на ту, которую

человек развивает в своей мыслительной жизни в пределах

чувственного мира. Тем не менее, человек совершенно не мог бы

разобраться в этом элементарном мире и утвердить себя в нем как

человеческое существо, если бы он не вступал в него с

мышлением. Без мыслящего рассмотрения он мог бы, конечно,

созерцать существ элементарного мира; но ни об одном из них он

не мог бы поистине знать, что оно такое. Он был бы подобен

человеку, стоящему перед письменами, которые он не может

прочесть; такой человек видит своими глазами совсем то же

самое, как и тот, который может прочесть эти письмена, но

значение и сущность они имеют только для последнего.

Тем не менее, во время своего пребывания в элементарном

мире, ясновидческое сознание развивает совсем не такую

мыслительную деятельность, какая протекает в чувственном мире.

Это бывает скорее так, что мыслящее существо, например человек,