Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 3)

который, в свою очередь, становится зародышем, или семенем, более высокого существа, отличающегося от него так же сильно, как человек отличается от семени. Смерть - это смерть. Смерть - не рождение. Но смерть содержит в себе возможность рождения. Кроме того, рождение, происходящее на каком-то ином плане, не может быть видимо или доступно восприятию на том плане, где происходит смерть. Таково содержание учения мистерий, касающееся смерти и рождения. Как было указано выше, люди считались 'зЈрнами', или 'семенами', в самом реальном смысле; их жизнь в целом была ни чем иным, как жизнью 'семян', т.е. жизнью, которая не имеет смысла сама по себе и содержит лишь один важный момент - момент рождения, т.е. смерти семени.

Вот эту-то тайну и открывали посвящЈнным. Нужно было усвоить мысль о том, что человек, постигший, т.е. полностью понявший и ощутивший, эту тайну, не мог более оставаться таким, каким он был раньше. Новое понимание начинало самостоятельно действовать в человеке, наделяло его жизнь новым смыслом и направляло его по новому пути.

Если бы мы приняли идею человека как семени, если бы нашли подтверждение этой теории, наше понимание человека и человечества коренным образом изменилось бы; и сразу нашлось бы объяснение многим вещам, о которых раньше мы имели самые неясные представления.

Жизнь, которую мы знаем, сама по себе лишена цели. Именно поэтому в ней так много странного, непостижимого и необъяснимого. В самом деле, жизнь невозможно объяснить, исходя из неЈ самой. Ни еЈ страдания, ни радости, ни начало, ни конец, ни величайшие еЈ достижения не имеют никакого смысла. ВсЈ это или подготовка к какой-то другой, будущей жизни или просто ничто. Сама по себе жизнь на нашем плане чересчур коротка, нереальна, эфемерна, иллюзорна, чтобы что-то от неЈ требовать, что-то на ней строить, что-то из неЈ создавать. Весь еЈ смысл заключается в другой, новой, будущей жизни, которая следует за 'рождением'.

Не таков ли внутренний смысл религиозных учений эзотерического происхождения, в частности, христиантсва? Не объясняет ли это все стороны жизни, которые особенно поражают нас как несообразные и неуместные?

Если мы, т.е. человечество, суть лишь семена, зародыши, то в нашей жизни на земном плане нет и не может быть никакого смысла. Весь еЈ смысл заключается в рождении и в другой, будущей жизни.

Но 'рождение' на ином плане, т.е. на плане неизвестного уровня бытия не бывает случайным, механичным. Новое рождение не может быть результатом только внешних причин и условий, каковым является рождение на нашем уровне бытия. Новое рождение есть следствие воли, желания и усилий самого 'зерна'.

Такова основа идеи 'посвящения', которая вела к рождению, а также идеи 'спасения' и обретения 'вечной жизни'. Понятие 'вечная жизнь' имеет несколько смыслов. Оно кажется противоречивым: с одной стороны, 'вечная жизнь' ожидает не только всех людей, но и всЈ существующее, но, с другой стороны, чтобы обрести еЈ, необходимо родиться повторно. Такое противоречие было бы необъяснимым, если бы раньше мы не установили различия между пятым и шестым измерениями. Как одно, так и другое означают вечность; но первое из них - это неизменное повторение с одним и тем же концом; тогда как другое - уход от такого повторения.

Итак, перед нами две идеи рождения: рождение на земном плане бытия, продолжение жизни; и рождение на ином плане, возрождение, преображение, уход с земного плана. Такой уход может быть связан с таким обилием новых фактов, совершенно неизвестных и непостижимых на нашем плане, что мы и представить себе не можем последствий этого ухода.

Рождение в обычном смысле слова связано с полом, т.е. с разделением полов и их притяжением друг к другу, с 'любовью'. Притяжение полов - одна из главных движущихся сил жизни; его напряжЈнностью и формами проявления определяется большинство характерных черт и особенностей человека.

Как правило, чем сильнее мужчина или женщина, тем значительнее то притяжение, которое они испытывают к лицам противоположного пола. Чем богаче мужчина или женщина в интеллектуальном или эмоциональном отношении, тем лучше понимают они пол и всЈ, что связано с полом, тем выше оценивают эту сторону жизни. Из этого правила встречаются исключения, но они очень редки и только подтверждают правило.

Даже самый поверхностный взгляд на роль пола в жизни обнаруживает, что первоначальная цель пола, т.е. продолжение жизни, или рождение, как-то отступает и теряется среди очарования, блеска и накала эмоций, создаваемых этим вечным притядением и отталкиванием полов.

С обыденной