Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 3)

между этими двумя путями. Указан, впрочем, и третий путь - правильное деление на касты; но человечество, насколько нам известно, никогда по нему не следовало и нет оснований полагать, что когда-нибудь последует.

Современной жизни не известны тенденция к правильному делению на касты. Нет даже идеи такого деления; еЈ и не может быть, ибо понимание смысла правильного деления на касты было задолго до возникновения нашей цивилизации.

Но даже случайное приближение к правильному делению на касты немедленно приводит к результату, который проливает на общество особый свет, видимый в истории и многие столетия спустя.

Все без исключения блестящие исторические периоды были периодами, когда общественный порядок приближался к кастовой системе; при этом принцип наследственных каст либо ослабевал, либо не успевал ещЈ стать достаточно твЈрдым. Таковы самые яркие периоды в истории Греции и Рима, такова эпоха Ренессанса, XVIII век во Франции, XIX и начало XX века в России. Подобные приближения оказывались случайными и несовершенными, а потому продолжались недолго и заканчивались катастрофически; обычно чем выше был подъЈм, тем глубже и реальнее оказывалось падение. После падения люди долго не хотят верить, что эпоха подъЈма прошла и более не вернЈтся; они редко соглашаются с тем, что именно 'зло' предшествующего периода, т.е. различие между классами общества, как раз и было причиной подъЈма и роста культуры.

Замечательно, что приближение к разделению на касты почти всегда сопровождалось одним и тем же явлением, а именно, образованием независимой 'интеллигенции'. Формирование интеллигенции связано со сближением людей высших каст, которые ещЈ не сознают и не понимают самих себя, но, тем не менее, действуют в согласии с принципами смутно ощущаемой собственной касты. Характерные черты 'интеллигенции' всегда и повсюду одни и те же. Во-первых, это стремление к бескорыстной деятельности; затем весьма нетерпимое чувство необходимости личной свободы для всех и мятежное отношение ко всем и ко всему, стоящему на пути к свободе мысли, слова и индивидуальности. В условиях современной жизни, в окружении всех нелепостей существующего порядка вещей 'интеллигенция', естественно, становится революционной. Очень трудно представить себе такие условия, при которых 'интеллигенция' оставалась бы мирной и лояльной и создавала бы нечто вне сферы науки и искусства. В условиях современной жизни 'интеллигенция' выступает как разрушительный элемент. Но неопределЈнность чувства касты, неясное понимание целей и средств, друзей и врагов приводит 'интеллигенцию' к фундамеmтальным ошибкам. ЕЈ увлекают утопические теории общего блага - впоследствии нередко обнаруживается, что ей самой приходится служить низшим кастам и руководствоваться их желаниями. Отказавшись, таким образом, от своего первородного права, интеллигенция подпадает под власть 'неприкасаемых', делается орудием в их руках и начинает служить их интересам. Действуя таким способом, 'интеллигенция' утрачивает смысл своего существования, а пробуждЈнные ею стихийные силы оборачиваются против неЈ. Именно это случилось в России и имело самые трагические последствия не только для 'интеллигенции', но и для 'народа', который 'интеллигенция' стремилась 'освободить'.

Трагические результаты 'освободительного движения', которое возглавила интеллигенция, отдав ему свои симпатии и поддержку, объясняются тем, что немедленно вслед за интеллигенцией возникают два новых класса современного общества, которые можно назвать 'псевдоинтеллигенцией' и 'полуинтеллигенцией'. Эти два класса представляют собой внекастовые образования; они, так сказать, отказываются от процесса формирования интеллигенции. Подобно всем внекастовым образованиям, 'псевдоинтеллигенция' и 'полуинтеллигенция' включают в себя очень большой процент преступного элемента и, в общем, симпатизируют преступникам, интересуются ими и в любой момент сами готовы стать на путь преступления, особенно если это (для псевдоинтеллигенции) не представляет особой опасности.

Не обладая ни моральными, ни интеллектуальными ценностями, эти два новых класса представляют очень большую силу в количественном отношении, и власть, ускользая из рук старых правительств, естественным образом переходит в их руки, т.е. в руки псевдоинтеллигенции. Чтобы удержать власть, они готовы пожертвовать всем и прежде всего тем самым 'народом', во имя которого интеллигенция вела свою борьбу.

Интеллигенция не может всего этого предвидеть и даже не понимает того, что уже произошло, поскольку не понимает себя, своей жизненной