Лобсанг Рампа

Тибетский мудрец

Понемногу мы

поднимались все выше, и крохотная точка, по направлению к которой мы

дви­гались, все росла и росла, пока мы не стали различать отдельные камни,

из которых была построена хижина отшельника.

Хижина прилепилась к самому краю горного выступа. Мы подползли к нему,

а затем, взобравшись на него, присели в изне­можении, тяжело дыша - здесь,

высоко над Лхасской Равниной, воздух казался очень разреженным и обжигающе

холодным. На­конец мы почувствовали, что способны передвигаться, и в этот

раз нам потребовалось гораздо меньше усилий, чтобы проделать путь до входа в

хижину.

Старый отшельник отворил дверь. Я заглянул вовнутрь и был совершенно

поражен крохотными размерами комнаты. Собствен­но говоря, в ней не было

места для троих, потому я решил оста­ваться снаружи. Лама Мингьяр Дондуп

кивнул головой, согласив­шись с моим решением, и я огляделся по сторонам,

как только за ним закрылась дверь.

Естественные потребности никогда не дают о себе забыть, а иногда они

становятся уж очень настойчивыми, и так я стал бро­дить вокруг в поисках

'санузла'. Наконец в конце уступа я заметил плоский камень, выдающийся еще

дальше в бездну. В нем было удобное отверстие, созданное или, по крайней

мере, увеличенное рукой человека. Сидя па корточках над дырой, я нашел ответ

на вопрос, который долго занимал меня; по пути наверх я обратил внимание на

кучи странного вида, состоящие из желтоватых сосу­лек. Сейчас я понял, что

это были свидетельства того, что в этих местах некоторое время жили

отшельники. Вдохновленный этим открытием, я внес свою лепту в кучу,

находящуюся подо мной.

Оправившись, я стал исследовать окрестности и обнаружил, что скала, на

которую мы взобрались, является исключительно скользкой. Но все же я дошел

до конца тропинки и остановился у камня, который явно был подвижным. Он

выглядел как уступ, и я без особого интереса подумал о том, почему уступ

находится в столь странном положении. Любознательный от природы, я стал

тщательно исследовать камень и к удивлению своему обнаружил, что над ним

поработала рука человека. И все же как удалось при­нести его сюда и

расположить столь интересным образом? Итак, я просто бездумно ударил по

камню ногой, забыв, что на мне нет обуви. Растирая ушибленные пальцы, я

приблизился к другой сто­роне уступа - той самой, с которой мы поднимались.

Глядя вниз, я совершенно не мог поверить в то, что нам уда­лось

подняться по этому отвесному склону. Отсюда он выглядел словно

отполированный, и я почувствовал головокружение при одной лишь мысли, что

нам предстоит обратный спуск.


Я потянулся, чтобы достать свой кремень и огниво, и вдруг по-настоящему

осознал свое настоящее положение. Сейчас я нахо­дился где-то внутри горы,

совершенно голый, без запаса ячменя, без кремня и огнива. Должно быть, я

издал какое-то не слишком буддистское восклицание, так как тут же услышал

шепот:

_ Лобсанг, Лобсанг, с тобой все в порядке?

Ага! Мой Наставник, Лама Мингьяр Дондуп, был рядом. Я тут же успокоился

и ответил:

- Да, я здесь. Думаю, что потерял сознание во время падения, а также

утратил свою одежду и все вещи. У меня нет ни малейшей идеи насчет того, как

нам удастся выбраться наружу. Нам нужен свет, чтобы посмотреть, что можно

сделать для ваших ног.

Лама ответил:

- Я знаю этот проход очень хорошо. Старый отшельник был великим

хранителем секретов прошлого и будущего. Здесь заклю­чена история мира от

его первых дней до последних.

Он помолчал несколько секунд, а затем сказал:

- Если ты станешь продвигаться наощупь вдоль стены, рас­положенной

слева от тебя, то доберешься до выступа. Если сильно нажать на этот выступ,

то он сдвинется в сторону и перед тобой откроется ниша, в которой можно

найти одежду и сколько угодно ячменя. Но в первую очередь ты должен открыть

шкафчик и найти в нем огниво, кремень и свечи. Ты обнаружишь их на треть­ей

полке снизу. Если у нас появится свет,