Буддхадатта

Трактат о подразделении RUPA и ARUPA

и связанный со знанием.

10. Автоматический бездеятельный тип сознания, сопровождаемый

гедонистическим безразличием и отделенный от знания.

11. Волевой бездеятельный тип сознания, сопровождаемый

гедонистическим безразличием и отделенный от знания.

Эти восемь типов именуются бездеятельным сознанием сферы

чувств с корнями.

Один из этих типов сознания, опираясь или не опираясь на

сердце-основу, возникает приняв один из шести объектов после

элемента понимания с упоминанием.

Итак, обсуждение одинадцати типов бездеятельного сознания -

трех бескорневых и восьми м корнями - окончено.


XII. Пять типов Rupavacara Kriya Citta или бездеятельного

сознания сферы форм.

1. Бездеятельное сознание (в сфере форм) первой стадии

медитации, соединенное с начальным применением, подкрепленным

применением, приятным интересом, удовольствием и

индивидуализацией или однонаправленностью ума.

2. Бездеятельное сознание (в сфере форм) второй стадии

медитации, соединенное с подкрепленным применением, приятным

интересом, удовольствием и индивидуализацией или

однонаправленностью ума.

3. Бездеятельное сознание (в сфере форм) третьей стадии

медитации, соединенное с приятным интересом, удовольствием и

индивидуализацией или однонаправленностью ума.

4. Бездеятельное сознание (в сфере форм) четвертой стадии

медитации, соединенное с удовольствием и индивидуализацией или

однонаправленностью ума.

5. Бездеятельное сознание (в сфере форм) пятой стадии

медитации, соединенное с гедонистическим безразличием и

индивидуализацией или однонаправленностью ума. Эти пять

типов сознания называются бездеятельным сознанием на уровне

Rupavacara (сферы форм).

Эти типы сознания, абсолютно опираясь на сердце-основу,

возникают обычно после бездеятельного сознания, приняв как

основу круги земли и т.д.

Но пятый тип принмает шесть объектов.


XIII. Четыре типа Arupacavara Kriya Citta или бездеятельного

сознания сферы без форм

1. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), погруженное в

бесконечность пространства с достижением.

2. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), погруженное в

бесконечность сознания с достижением.

3. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), погруженное в

Ничто с достижением.

4. Бездеятельное сознание (в сфере без форм), где нет ни

восприятия, ни достижения.

Эти четыре типа называются бездеятельным сознанием в сфере

без форм.

Опираясь или не опираясь на сердце, после бездеятельного

сознания, сопровождаемого гедонистическим безразличием и

связанного со знанием, эти типы сознания постепенно возникают,

отбросив основы круговорота (земли и т.д.) и пространство в

отсутствии сферы без форм на первой стадии медитации, приняв

сознание, пребывающее в Ничто.

На этом обсуждение четырех типов бездеятельного сознания в

сфере без форм окончено.

Тем самым есть двадцать один тип морального сознания,

двенадцать типов внеморального сознания, тридцать шесть типов

результирующего сознания, двенадцать типов бездеятельного

сознания - всего восемьдесят один тип сознания.


B. CETASIKA VIBHAGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ

I. Тридцать один тип Kusala-Cetasika или моральных ментальных

свойств

(a) Семь типов Sabba-Citta-Sadharana-Cetasika или ментальных

свойств, общих для всех классов сознания

Но ментальные свойства (ментальные факторы, ментальные

состояния или ментальные способности) имеют пятьдесят два типа.

Какие?

1. контакт 2. ощущение 3. восприятие 4. желание 5.

индивидуальность объекта 6. психическая жизнь и 7. внимание.

Эти семь типов ментальных свойств называются ментальными

свойствами, общими для каждого акта сознания.

(b) Двадцать типов Sobhana-Cetasika или прекрасных ментальных

свойств

8. контролирующая способность веры или доверие 9.

контролирующая способность внимательности