Буддхадатта

Трактат о подразделении RUPA и ARUPA

10. контролирующая

способность рассудка или мудрость 11. сила благоразумия или

морального стыда 12. сила осторожности или морального страха

13. незаинтересованность или непривязанность 14.

дружественность или доброжелательность 15. хладнокровие

ментальных свойств или сокойствие ментальных состояний 16.

хладнокровие ума или спокойствие ума 17. жизнерадостность

ментальных свойств или легкость ментальных состояний 18.

жизнерадостность ума или легкость ума 19. гибкость ментальных

свойств или гибкость ментальных состояний 20. гибкость сознания

или гибкость ума 21. пригодность работы ментальных свойств или

приспособляемость ментальных состояний 22. пригодность работы

ума или приспособляемость ума 23. умелость ментальных свойств

или ментальных состояний 24. умелость ума 25. честность

ментальных свойств или ментальных состояний 26. честность ума и

27. баланс ума и равностности.

Эти двадцать типов ментальных свойств не возникают в

двенадцати типах внеморального сознания, а также в восемнадцати

типах непричинного сознания - т.е. в тридцати типах сознания.

Но мудрость или разум не получается из двенадцати типов

сознания, отделенных от знания, тем самым она не возникает

сорока двух (30+12) упомянутых типов сознания (89-42=47).

(c) Два типа Appamanna-Cetasika или неограниченных ментальных

свойств

28. Но сострадание или жалость и 29. восприимчивая или

сочувствующая радость или понимание иногда возникают особо в

четырех типах сознания сферы форм исключая пятую стадию

медитации, восьми типах морального сознания сферы чувств,

сопровождаемого приятным чувством с возбуждением и в восьми

типах причинного бездеятельного сознания, сопровождаемого

приятным чувством с возбуждением - всего двадцати типах

сознания (4+8+8=20).

(d) Три типа Viratiyo или умеренности

30. Правильная речь 31. правильное действие и 32. правильные

средства возникают таким образом в трансцендентальном или

сверхмирском сознании (8+8=16). Но они иногда возникают в

мирских типах сознания, имея разнообоазие всех видов или

различаясь в типах морального сознания сферы чувств.

(e) Шесть типов Pakinnaka-Cetasika или деталей, рассеянных

среди ментальных свойств

Из следующих шести типов деталей 33. начальное применение

ума 34. подкрепленное применение ума 35. приятный интерес или

радость 36. контролирующая способность или усилие 37. волевая

способность или желание делать и 38. решимость или решение -

начальное применение и подкрепленное применение таким образом

не возникают в дважды пятиричном чувстве-сознании (сферы

чувств, 54-10-44) и на вершине сознания сферы форм (три типа,

Kusal, Vipaka, Kriya) и во всех двенадцати типах сознания сферы

без форм - всего в тридцать одном типе сознания

(2+2+3x3+12=31). Приятный интерес или радость не возникает в

пятидесяти четырех типах сферы чувств: сознании, сопровождаемом

печалью и гедонистическим безразличием, сознании тела и

сознании, обращенном к дверям ума на четвертой стадии медитации

- всего в пятидесяти четырех типах сознания.

Усилие не возникает в непричинном результирующем сознании и

сознании, обращенном к схватыванию элементов - всего в

шестнадцати типах сознания (Kamavacara Akusala Vipaka 7 +

Kamavacara Kusala Vipaka 8 + 1 = 16). Волевая способность или

желание делать не возникает в дважды пятиричном

чувстве-сознании и троичной способности схватывания, т.е. в

уме, обращенном к стимулам (Panacadvaravajjana) и двух типах

получающего сознания (Sampaticchana), исследующем сознании,

благоволящем приятным чувством и определяющем сознании - итого

в восемнадцати типах непричинного сознания (5+5+3+2+1+1+1=18) и

двух типах смущенно сознания (18+2=20).

Решимость или решение не возникает в дважды пятиричном

чувстве-сознании и в ошеломленном сознании - всего в одинадцати

типах сознания (10+1=11). Здесь окончено обсуждение моральных