Буддхадатта

Трактат о подразделении RUPA и ARUPA

или жажды

(Tanha), не стремящееся больше к чему-либо. Это называется

четырьмя типами морального сознания на сверхмирском или

трансцендентальном уровне. Итак, получается двадцать один тип

морального сознания (8 + 5 + 4 + 4 = 21).


V. Двенадцать типов Kamavacara-Kusala-Citta или внеморальное

сознание на уровне Kamavacara

A. Восемь типов Lobha-sahagata-Citta или сознания, связанного с

жадностью

1. Автоматическое или непобужденное сознание, связанное с

удовольствием или приятным чувством с возбуждением и прочно

соединенное с (ложным) воззрением.

2. Волевое или побужденное сознание, связанное с удовольствием

и прочно соединенное с (ложным) воззрением.

3. Автоматическое сознание, связанное с удовольствием и

отделенное от (ложного) воззрения.

4. Волевое сознание, связанное с удовольствием и отделенное от

(ложного) воззрения.

5. Автоматическое сознание, связанное с безразличием или

отсутствием ощутимого удовольствия или страдания и прочно

соединенное с (ложным) воззрением.

6. Волевое сознание, связанное с безразличием и прочно

соединенное с (ложным) воззрением.

7. Автоматическое сознание, связанное с безразличием и

отделенное от (ложного) воззрения.

8. Волевое сознание, связанное с безразличием и отделенное от

(ложного) воззрения. - эти восемь типов известны как сознание,

связанное с жадностью.

B. Два типа Patigha-sampayutta-Citta или сознания, прочно

связанного с отвращением или ненавистью

9. Автоматическое сознание, связанное со страданием или

печальным чувством и унынием и прочно связанное с отвращением

или ненавистью.

10. Волевое сознание, (связанное со страданием или печальным

чувством и унынием и прочно связанное с отвращением или

ненавистью) - эти два типа называются сознанием, прочно

связанным с отвращением или ненавистью.


С. Два типа Momuha-Citta или смущенного или спутанного сознания

11. Сознание, связанное с безразличием и прочно связанное с

растерянностью.

12. Сознание, связанное с безразличием и прочно связанное с

отвлечением ума - эти два типа называются смущенным или

спутанным или беспорядочным сознанием.

Но среди этих двенадцати типов внеморального сознания два

типа сознания, прочно связанные с отвращением, абсолютно

основываются или не основываются (на сердце); остальные,

имеющие ту или иную основу среди шести типов объектов, т.е.

Ruparammana, Saddarammana, Gandharammana, Rasarammana,

Phottabarammana, Dhammarammana, возникают непосредственно после

элемента ума-сознания или понимания и осознания впечатления.

На этом заканчивается обсуждение двенадцати типов

внеморального сознания.


VI. Шестнадцать типов Kamavacara-Kusala-Vipaka-Citta или

бескорневого морального результирующего сознания сферы чувств

А. Восемь типов Kamavacara-Ahetuca (Kusala) Vipaka Citta


1. Сознание глаза или визуальное восприятие бескорневого

морального сознания сферы чувств, сопровождаемое

гедонистическим безразличием, возникает в поле органа зрения,

имеющего благотворный видимый объект и получающего в качестве

основы свет немедленно после обращения к элементу ума.

2. Сознание уха или слуховое познание бескорневого морального

сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим

безразличием, возникает в поле органа слуха, имеющего

благотворный слышимый объект и получающего в качестве основы

пространство немедленно после обращения к элементу ума.

3. Сознание носа или обонятельное познание бескорневого

морального сознания сферы чувств, сопровождаемое

гедонистическим безразличием, возникает в поле органа обняния,

имеющего благотворный обоняемый объект и получающего в качестве

основы элемент движения немедленно после обращения к элементу

ума.

4. Сознание языка или вкусовое познание бескорневого морального

сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим

безразличием, возникает