Буддхадатта

Трактат о подразделении RUPA и ARUPA

трех типов -

сознание, ментальные свойства или факторы, нирвана.


A. CITTA-VIBHAGO ИЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

В этом отношении сознание, коротко говоря, становится

активным следующими десятью путями (dasadha-thitam): (1)

Patisandhi или перерождение или связывание нестоящего состояния

существования с прошлым путем понятия (2) Bhavanga или

погружение в жизнь-непрерывность (3) Avajjana или обращение к

пяти вратам ощущений (4) Dassanadi или определенное чувство

зрения или видения или других ощущений (5) Sampaticchana или

восприятие объекта как предстоящего ощущениям (6) Santirana

способность исследования или мгновенное изучение восприятого

объекта (7) Votthapana, т.е. Vyavasthapana упорядочение

исследуемого материала таким образом, чтобы составить его как

определенный объект путем разделения, различения и определения

(8) Javana или восприятие или полное распознание где объект,

определенный или объединенный предыдущей активностью,

восприниматеся или правильно распознается (9) Tadalambana или

регистрация или отождествление в два этапа так воспринятого

объекта, причем одинадцать видов процесса различаются согласно

природе объекта (10) Cuti или отступление. Но в деталях

сознание принимает двадцать девять типов. Как?


I. Восемь типов Kamavacara Kusala Citta или морального

сознания, возникающего в камалоке

1. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным

чувством с возбуждением и связанный со знанием.

2. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с

возбуждением и связанный со знанием.

3. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый приятным

чувством с возбуждением и отделенный от знания. 4. Волевой

(тип) сознания, сопровождаемый приятным чувством с возбуждением

и отделенный от знания. 5. Автоматический (тип) сознания,

сопровождаемый (чувством) безразличия и связанный со знанием.

6. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый (чувством)

безразличия и связанный со знанием.

7. Автоматический (тип) сознания, сопровождаемый (чувством)

безразличия и отделенный от знания.

8. Волевой (тип) сознания, сопровождаемый (чувством)

безразличия и отделенный от знания - эти восемь (типов)

называются моральным сознанием, принадлежащим миру ощущений или

Kamavacara-Kusala Citta.

Они, т.е. эти типы сознания, основанные или не основанные на

сердце, возникают непосредственно после элемента ума-сознания

или элемента понимания и осознания впечатления, имея как опору

видимый, слышимый, обоняемый, вкусовой, осязаемый или

познаваемый объект, отождествляемый с щедростью, хорошим

характером, медитацией и т.д.


II. Пять типов Rupavacara-Kusala-Citta или морального сознания

(на уровне) Rupavacara

1. Моральное сознание (в сфере форм) первой стадии медитации,

соединенное с начальным применением, подкрепленным применением,

приятным интересом, удовольствием и индивидуализацией или

однонаправленностью.

2. Моральное сознание (в сфере форм) второй стадии медитации,

соединенное с подкрепленным применением, приятным интересом,

удовольствием и индивидуализацией.

3. Моральное сознание (в сфере форм) третьей стадии медитации,

соединенное с приятным интересом, удовольствием и

индивидуализацией.

4. Моральное сознание (в сфере форм) четвертой стадии

медитации, соединенное с удовольствием и индивидуализацией.

5. Моральное сознание (в сфере форм) пятой стадии медитации,

соединенное с гедонистическим безразличием и индивидуализацией.

Эти пять типов сознания называются моральным сознанием на

уровне Rupavacara (сферы форм).

Абсолютно основываясь на сердце, возникают моральные типы

сознания, правильно соединенные с знанием и поэтому являющиеся

медитативными; они дают круг земли и т.д., т.е. десять кругов

земли, воды, огня, воздуха, голубого, желтого, красного,

белого, пространства и света. Но пятое (упомянутое выше)

основано на шести объектах,