Семир

Потоки Индии

двух прекраснейших и самых мощных явлений природы -- зари и грозы. Их союз символизирует взаимодействие между самыми сильными богами, царём и царицей богов, властью чувств и силой разума. В ранних мифах между ними идёт борьба, которая в цивилизованном мире кончается их браком -- и в астрологии он означает процветание и счастье. И победу -- совместную победу чувств и разума. Я раньше замечала, что соединение этих планет всегда сопровождало самые яркие и необычные переживания любви и красоты мира, его разумной гармонии и драматического прикосновения к тайнам его единства, который я когда-либо испытывала. Но не придавала этому должного значения, по привычке считая их более планетами материального благополучия, чем духовных трансформаций. Кумамела подтвердила, что это было не случайно. Соединение Венеры с Юпитером, обогащая эмоциональную жизнь, сильно изменяет мировоззрение. Личная любовь Венеры очень влияет на общественный разум Юпитера. Конечно, лишь если эти архетипы проявляются, а не остаются абстрактными идеями и недосягаемыми звёздами небес...

(Я недаром вспомнила конфликт -- он характерен для группового взаимодействия вообще. В Ленинграде-городе, с советских времен коллективизм нас настолько забивает, что люди, представляющие что-то индивидуальное, склонны вообще не включаться в групповое взаимодействие: мол, всё это тусовки, ничего в них ценного. Люди же коллективного типа склонны нивелировать себя настолько, чтоб ни в коей мере не проявить своей истинной натуры -- сохраняя её в глубокой тайне: пока кто-нибудь не поможет им себя раскрыть. Такова история -- но ведь нынче, даже если есть хороший пастырь, вовсе необязательно вести себя как стадо баранов!

В такой ситуации, как ашрам, в коллективное взаимодействие могут попасть и те люди, которые больше верят самим себе, -- им даже легче было бы объединиться: стоит лишь верить в свободу этой ситуации! Но она не для всех очевидна, и это мешает. Чувствуя в ашраме полное отсутствие ограничений, я действовала согласно своей натуре, гуляя по окрестностям и стимулируя к этому других: с разрешения Свами, правда, и чтобы не допускать пионерлагеря, к чему бывшие советские люди в коллективе покамест ещё склонны -- и в результате Свами Брахмдэв предоставил нам большую свободу, чем предыдущей группе. Он ориентировался на обстоятельства, а их формируем мы сами -- хоть и очень хочется переложить ответственность на доброго гуру.

На территории ашрамов легко воплощать в жизнь хипповские идеалы -- а я не могу устоять перед формализмом, чтоб его не рушить. Но ашрам несет за людей ответственность, и это вызвало реакцию организаторши нашей поездки. Она хотела уберечь Свами Ди от такого человека, как я, готового нарушить любой канон,-- даже предложила мне покинуть ашрам. Мне же казалось, что спасать надо совсем не Свами Ди: нет ничего вреднее для учителей, чем беречь их от народа,-- и уж тем более, для исследователей. А она не исполняет своих прямых обязанностей: человека, организующего поездку для людей -- и мне прийдётся их на время узурпировать, что я и сделала. Платон был мне другом...-- и все остались довольны. Она тоже, если не считать некоторой ревности: на самом деле, груз ответственности мешал ей жить -- и в отместку переложив его на меня, она с полным удовольствием переключилась на внутренний мир: гораздо приятнее ловить кайф, чем решать вопросы внешних отношений. В любой ситуации есть место для каждого -- хотя не всегда сразу очевидное. Победа лишь тогда победа, когда она общая -- иначе это поражение.

Нас рассудила ситуация: достаточно было не прийти на утреннюю медитацию, вопрос перевода отпал сам собой. Под конец там была нетривиальная молитва, которую Свами предлагал обычно прочесть на родном языке -- никто из наших не смог перевести её высокий стиль: спросонья, не зная оборотов древнеанглийского... хоть накануне меня восхитил откровенный смысл, который вложила в неё Мать Мира: '...что бы Ты ни послал: жизнь или смерть, радость или печаль, счастье или страдание, я приму это как божественный дар, несущий мне высшее блаженство',-- и я прочла её по-русски, не задумываясь. Но вот если разыскивать в ней терминологическую точность рациональной логики, к чему стремилась наша организатор -- с налёту эту молитву было явно не прочесть! Свами лишь спросил, улыбаясь, хорошо ли я выспалась.

Мы привыкли думать, что интересы всех удовлетворить нельзя: для того и существуют общие стандарты. Но на самом деле можно м нужно -- по закону мировой гармонии они даже не пересекаются: особенно когда ей содействует