Семир

Потоки Индии

по праву назвать городом Шивы. Главный старинный храм Шивалингама, традиционного индуистского вида, с большой и малой пирамидами, помещается в огромном храмовом комплексе. Туристы любуются на него с площадок по соседству. Впрочем, за пределами главной святыни доступны примыкающие к основному комплексу храмы поменьше, где много летучих мышей под потолком -- хотя для индусов любой храм остаётся храмом. Какой-то гид-индус тут же повёл нас туда и пропел пуджу.

Небольшие храмы в городе, той же формы, открыты для всех: , большинство из которых расположено вокруг или близ озера в центре города. Мне запомнилось обилие змей вокруг шивалингамов и храм Шивы с родником, вода которого считается святой, и вокруг -- несколько бассейнов для омовения. Змея -- традиционный символ воды, дающей плодородие, перерождения и регенерации -- и смерти, конечно, тоже. Согласно мифологии, Шива, как разрушитель и аскет, обитает на кладбищах, и змеи составляют его свиту. В одном из храмов, где большая кобра возвышалась над статуей Шивы, не довольствуясь этой моей информацией, мои спутницы спросили, почему во всех храмах столько змей, -- и служитель с удовольствием рассказал миф о том, как однажды, когда Шива медитировал, началась гроза -- и кобра укрыла его от стихии, чтобы не прерывать мысли Творца.

Кроме храмов Шивы в Бубанешваре мне наиболее запомнился храм Царя и Царицы -- 'Ражда и Райю', где стены украшают древние боги Вед. Это археологический памятник. За вход аккуратно взимается символическая плата: как и везде, 2 рупии (1/20 доллара, 300 рублей на наши прошлые деньги и рубль на нынешние -- музеи в Индии дешевле, чем у нас). Этот храм напоминает об общем для всех древних цивилизаций поклонении природным силам: небу-Варуне, ветру-Ваю, грому-Индре, зорям-Ашвинам, огню-Агни, горе-Парвати. Имена этих богов, которым посвящены гимны Ригведы, запоминаются легко: они неслучайно созвучны привычным нам названиям. Огонь и Агни -- родственные слова, также как веет -- ветер -- и Ваю. Имя Варуны происходит от того же корня, что имя греческого Урана и русское слово 'верх'. Ашвины -- индийские братья греческой Эос, есть у неё и сестра: Ушас. И даже Парвати, вероятно, имеет родственника в виде славянского бога растительности Поревита. Любезный гид, честно зарабатывая свои 10 рупий, долго объяснял нам, кто есть кто.

Статуи этих древних божеств природы ныне нечасто встречаются на храмах (кроме Парвати и других персонификаций матери-Земли). Наиболее известны скальные храмы Эллоры на Бенгальском заливе, посвящённые громовержцу Индре. Интересующихся этими богами можно отослать прямо к Ригведе, или к доступному изложению индийских мифов, или к нашей книге 'Астрология и мифология' -- где прослежена логика соотношения этих космических сил, выступающих как универсальные принципы, эйдосы бытия (почему разрушитель и творец Вселенной Шива в своей приближенной к людям ипостаси пассует перед Шани).

Для запада эти силы, некогда воплощенные в природных и астральных божествах, ушли на периферию эзотерики, отвергнутой официальной религией,-- в Индии они живы и почитаются до сих пор -- хотя их храмы остались музеями. Они живы не только в священном писании Вед и практической астрологии, без которой не обходится ни одно важное мероприятие. (Даже время провозглашения республики Индии (26 января 1950 года в 10.15) было выбрано так, что в гороскопе лунный узел стоит на Асценденте и имеет аспекты с Солнцем и Луной: как и день независимости Индии (15 августа 1947 года 00) -- что показательно для понимания индийского национального характера.) Образы богов природы легко вписываются в современный быт: можно увидеть электростанцию с названием 'Маруты', в честь сыновей бога грозы -- молний: прекрасных и ужасных огненных юношей в сверкающих одеждах, мчащихся по небу в колесницах, от грохота которых сотрясается земля, и завоевывающих солнце. (Попробуйте представить какое-нибудь наше серьёзное предприятие с названием 'Перун'!)

А главное -- к философским мифам индуизма апеллируют современные мыслители, продолжая выражать свои идеи через образы богов. Яркий пример -- агни-йога Шри Ауробиндо, воспевшего в поэме 'Савитри' солнце. Савитар -- древний образ светила, дарующего людям тепло и свет руками-лучами. Савитри -- его женское дополнение, образованное по общей модели (супруга Варуны -- Варуни, Индры -- Индрани). И сам огонь-Агни для Шри Ауробиндо -- не только метафора состояния (нисхождения потока энергии или подъема силы кундалини). Этот образ имеет тысячелетнюю историю священного бога, который некогда