Семир

Потоки Индии

в маленьком Ришикеше много храмов -- даже главная гостиница построена в виде чего-то среднего между пирамидой индуистского храма и ступенчатой буддийской пагодой. На арке центрального храма, обращенного к реке -- колесница, на которой Кришна призывает к битве Арджуну. А внутри -- многочисленные алтари с богами и скульптурные группы посреди цветущей зелени: и при всём моём знакомстве с индийской мифологией я разобралась далеко не во всех сюжетах и диалогах между мудрецами и героями, которые там изображены.

Своеобразие Харидвара, который лежит ниже по течению и имя которого переводится как 'дверь в небеса', тоже создала река. Поскольку мудрецов было семь, Ганга разветвилась в этом месте на семь рукавов -- и в Харидваре довольно легко заблудиться, приняв один за другой. Центр Харидвара можно найти по часам на башне: маленький раскрашенный Биг Бэн -- всё, что осталось от английской колонизации, если не считать аккуратных полицейских, которые свято блюдут свои обязанности, во время скопления народа не пускают за ограждения и при случае могут подсказать маршрут. Рядом -- центральный храмовый комплекс, занимающий часть набережной, входя на которую, надо снять обувь. Харидвар шире Ришикеша, где Ганга хранит своё единство, но по сторонам его -- тоже горы, а в горах -- храмы. Вечером они освещены, и это производит сказочное впечатление: гор не видно, и храмы будто бы висят в небесах. Когда мы въехали в Харидвар -- в 12 ночи, уставшие от дневного путешествия из Агры,-- это было подобно фантасмагории: словно мы уже спим, или ещё не проснулись.

Харидвар -- город, где можно встретить европейцев: для западных людей он достаточно комфортен, поскольку на севере Индии прохладнее и, как небольшой город, он менее пугает иностранцев красочным хаосом своих улиц и базаров. За Ришикешем вверх по течению Ганги стоит множество палаток, где дикарём селится западная молодёжь: вероятно, это не запрещено, и во всяком случае их видно лишь с реки -- а не с серпантина круто взбирающейся вверх горной дороги.

От Харидвара до Ришикеша -- 25 км по дороге, Ришидвар -- название которого можно перевести как 'дверь мудрецов' -- как раз посередине. Центр интегральной йоги, где мы были, расположен на высоком берегу Ганги -- за пару километров от Ришидвара и главной дороги, посреди сельской местности. Река сокращает расстояние, и пешком от ашрама до Харидвара -- 40 минут, если идти вдоль каменистого берега Ганги по лесной тропинке, где жёлтыми цветами покрыты кактусы и летают иссине-голубые птицы. В память о Шри Ауробиндо ашрам называется 'Aurovalley'. Не Ауровиль -- 'город Ауробиндо', расположенный на юге Индии близ Пондичери, а 'долина Ауробиндо'. Этот небольшой ашрам основан недавно -- в 1986 году. Его руководитель родился в Гималаях, с юности жил в Ауровиле, а потом решил вернуться в родные края, и нашёл подходящее место для ашрама -- место, что ни говори, действительно замечательное! На севере заметно прохладнее, чем на юге, и мы с удовольствием купались в Ганге и ходили по лесу (хотя индусы с присущей им осторожностью сказали, что в лесу водятся змеи и тигры, но разве русских людей это остановит?).

В ашраме вдоль дорожек цвели кусты, в окрестных полях бродили коровы, на деревьях близ центрального здания висели лозунги: 'Om namo Narayana' (молитва Вишну-Нарайяне, объединяющем всех людей) или 'All life is yoga' (вся жизнь -- связь с Богом). Этот лозунг соответствует тому единству жизни и религии, которое я ощущала в Индии. Всё же я не была вполне уверена, правильно ли делаю, что собираюсь две недели жить с психологами в ашраме -- вместо того, чтобы свободно остановиться в Харидваре или прекрасном Ришикеше. Занимаясь не йогой Шри Ауробиндо, а астрологией архетипов, как войти со своим уставом в чужой монастырь? Хотя в Индии ашрамная жизнь менее специальная вещь, чем у нас: и Свами Брахмдэву -- коротко Свами Ди, который встретил нас по-домашнему тепло, было вполне естественно вместо семьи создать ашрам. (особенно, если взглянуть на его гороскоп, что я сделала уже в Ленинграде. Но следует добавить, что до того я решительно не различала индивидуальные черты его характера -- более безличного человека я в жизни не видала). Порой с ним в ашраме живут его младший брат и другие родственники -- что лишь поддерживает образ очень широкого дома и семьи -- которая чудесным образом распахнута для всех.

И мои колебания развеялись довольно быстро: я чувствовала себя на своём месте в этой долине Ауробиндо, которая, казалось, принимала всех -- со всеми их сомнениями, психологическими и в