Владимир Данченко

Принципы современной психозащиты

стоящего

за человеком, подобно нерушимой горе, даже в моменты очевидных энергетических

кризисов. Надличными источниками силы служат так называемые 'эгрегоры' или

'групповые психоэнергетические поля'. Наиболее ярко популярные представления об

эгрегорах отражены в работах В.С.Аверьянова.

'Мыслительные процессы протекают на уровне энергетических полей... Каждая

мысль, которая рождается в человеческом мозгу, уходит затем в общепсихические

поля и живет там в виде энергетических волн. Идентичные мысли вибрируют

резонансно, как бы сливаясь в одно единое тело - эгрегор. Люди, думая на тему

эгрегора, заряжают его своей биоэнергией. Связь при этом существует как

прямая, так и обратная, то есть эгрегор, в свою очередь, может заряжать

энергией лояльного к нему человека. Существуют огромные эгрегоры, отработанные

многими поколениями людей; крупнейшие эгрегоры созданы различными религиями и

идеологиями.

Об эгрегорах можно говорить, что это живые мыслящие сущности (их деятельность

действительно весьма подходит под это определение) вроде ангелов, демонов и

т.д., которые живут своей индивидуальной жизнью, борются между собой, мешают

или помогают людям. Но более широкий или более свободный анализ жизни

эгрегоров, который мы можем провести сегодня, позволяет нам отрешиться от

старых взглядов и терминологии. Если прибегнуть к аналогии, то эгрегор больше

похож на гигантскую энергетическую инфузорию, которая плавает 'с закрытыми

глазами' в своем водоеме (психосфере) и, если встречает враждебную инфузорию,

то поедает ее или поедается ею; если дружественную, своего племени, то

сливается с нею, причем в новом теле копулянты сохраняют свои изначальные

характеристики...'*.

* Аверьянов В.С. (он же Гуру Вар Авера). Книга Начал. 1974. Рукопись.

Относиться всерьез к скандальным писаниям 'астрального майора СС' Аверьянова

считается дурным тоном даже в оккультных кругах. И тем не менее, представления о

том, что человек может стать проводником надличной силы, направленной на

осуществление определенных идей, порождены не одной лишь фантазией отдельных

героических личностей, 'бойцов Невидимого Фронта'. Сверкающие конструкции

'эзотерических знаний', подобных приведенным выше, воздвигаются на зыбком песке

фактов нашего текучего непосредственного опыта. Разумеется концептуальная

наполненность такого рода текстов представляет собой продукт прежде всего

творческой мысли и воображения, однако в основе их лежат некоторые явления, с

которыми сталкивается каждый вступающий в область интроспективной психологии,

каждый, кто достаточно внимательно наблюдает реакции своего внутреннего мира на

различные комбинации внешних и внутренних событий, и пытается уловить

закономерности таких реакций.

Люди пришли к идее эгрегоров, пытаясь объяснить свою эгрегориальность. То, что

впоследствии было названо 'эгрегориальностью' или 'подключенностью к эгрегору',

субъективно переживается как ЧУВСТВО ПРИЧАСТНОСТИ. Речь идет не о формальной или

декларируемой, а о сущностной, фактической причастности, которую человек

переживает не только умом, но и сердцем, - всем своим существом.

Можно выделить ряд масштабных уровней причастности:

семейная,

стихийно групповая,

профессиональная,

культурно-групповая,

организационная,

государственная,

национальная,

классовая,

идеологическая,

антропологическая,

космологическая,

онтологическая причастность или причастность бытию.

На каждом из этих уровней человек явственно ощущает себя не просто обособленным

и замкнутым индивидом, но элементом, органически входящим в состав некоей

системы более высоко порядка, задачи которой выходят за рамки его сиюминутных

индивидуальных потребностей. Мужчина и женщина, которые переживают друг друга

как свою 'половину', спортсмен, который выкладывается до конца, отстаивая честь

своей команды, человек, остро сознающий свою национальную принадлежность и

святой, идущий на муки за веру, - все это иллюстрации единого феномена

причастности.

Чувство причастности в какой-то мере размывает границы личностного 'я',

раскрывая его надличностному 'мы', вводит его в своеобразную 'коллективную

личность'. Тем самым происходит частичная трансформация субъекта восприятия:

происходящее начинает восприниматься не через призму 'я', но через призму 'мы'.

Такие трансформирующие индивидуальное восприятие органические неформальные

сообщества, связанные узами