Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 2)

учеником благодаря его опыту. Поэтому косвенное внушение с отставным эффектом,

к тому же потенцированное по хожу ожидания результата подтверждающими воздействиями,

очень эффективно. Так, например, если ученик знает, что при помощи магнита

можно снять боль в коленном суставе, то внушение типа сейчас я прикладываю

к колену лечебный магнит и через 2 мин. он снимает боль срабатывает

лучше, чем внушение: сейчас я сосчитают до 5 и боль в колене пройдет.

Таким образом, надо снижать порог противодействия, используя психологические

приемы, незаметно включающие в игру с целенаправленным сценарием личность

конкретного ученика (его взгляды, опыт и мироощущение), как бы подыгрывая

ему.

Внушаемость выше у лиц в возрасте 8-15 лет, особенно у девочек, причем внушающее

воздействие будет сильнее, если оно усилено уже имеющимися представлениями.

При этом следует отметить, что внушаемость будет повышена к тем представ-

лениям, которые приятны или желательны для данного ученика. И, кроме того,

чем полезнее и более ожидаема внушаемая информация, тем авторитетнее для ученика

личность обучающего. Усиливает внушаемость вера в могущество тех или иных

воздействий или вера в могущество лица, осуществляющего эти воздействия. Поэтому

предварительная демонстрация таких явлений значительно усиливает веру в ожидаемое

чудо. Повышают степень вербального внушения и соотвествующие прикосновения

к ученику - пожатия, поглаживания, легкий массаж и др. Последовательная, целенаправленная

многократность воздействий также способствует внушаемости. Действенности внушения

служит придание внушаемой информации оттенка сугубой фактичности и подлинности,

для чего постоянно делаются ссылки на авторитеты, печать, телевидение, приводятся

яркие, убедительные факты, сообщаются фамилии, адреса и т.д.

Замечено, что внушаемость повышается в состоянии эмоционального возбуждения

и страстного ожидания чуда. Чем выше вера и доверие, тем сильнее внушаемость.

Внушение через чувства сильнее, чем через разум. Внушение намного эффективнее,

когда воздействие оказывают не на одного человека, а на большую массу людей.

Причем если аудитория собралась не в первый раз и эмоционально возбуждена,

то внушение более действенно. Таким образом, внушаемость в группе повышается

и чем больше группа, тем лучше, так как начинают работать взаимовнушаемость

и подражание, особенно если в группу внедрены специальные люди.

В большой массе людей происходит психологическое заражение, причем признаки

внушаемых ощущений ярче, когда однородные ожидания достигают крайнего напряжения.

При коллективном внушении внушаемость отдельного человека иногда больше зависит

от реакции коллектива на оказываемые воздействия, чем от его собственных психофизиологических

способностей. Общность однородных переживаний большинства людей в аудитории

обладает сильным дополнительным внушающим зарядом, причем психическое заражение

усиливается, если оно переплетается с подражанием, особенно когда аудитория

сама становится участником опытов. Сила внушения в этом случае увеличивается

за счет естественного проявления различных телесных явлений - пульсации сосудов

в височных областях; сердцебиения, ощущения жжения в кистях рук, тепла, магнитного

поля и т.д., особенно если внушающий указывает на эти признаки

как подтверждающие цель внушения.

Повышает внушаемость аудитории и специально под- строенный неумный вопрос-сомнение

и убедительный умный ответ с фактической демонстрацией 100% доказательства,

а также привнесение в психотехнику внушения элементов тайны, чуда. Так, иногда

сообщение о мистических чудесных фактах биографии и родословной внушающего

лица усиливают его воздействие на аудиторию. Правильное построение информации,

позволяющее лучше, полнее ее усваивать, повышает ее внушающий эффект.

Часто успех внушения во многом зависит от про- фессиональной подготовки, личности

и поведения внушающего лица, а также от присутствия в аудитории доброжелательных

эмоциональных зрителей, поэтому при необходимости надо осуществлять перестройку

подсознательных установок зрителей с целью повышения их готовности и желания

к восприятию внушаемой информации, так как предварительная установка имеет

огромное значение для достижения успеха. Таким