Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 2)

отпечаток сексуальной озабоченности, подкрепляемой дозами кокаина, то Шарко

лично предупреждал его об опасности такого рода узкого профа-нического подхода

к генитальному фактору и его роли в межличностных отношениях.

Исследования Буррю, Бюро и Жане привели к открытию того факта, что симптомы

психической травмы могут исчезать частично или полностью при повторном переживании

травматической ситуации в гипнотическом трансе. Спустя годы Фрейд использовал

эту идею в психоанализе.

Бине и Фере проделали пионерские исследования в экспериментальной психологии.

Они установили, что любой акт психической жизни человека можно воспроизвести

и усилить внушением. Вине и Фере считали, что в основе внушения лежат психологические

процессы, которые и вызывают физиологический сдвиг. Они предложили разделить

все гипнотические феномены на два вида - психологические и физиологические.

Бине установил, что опыты по переносу пациентов в прошлое делают их впоследствии

более податливыми к лечебному внушению. Фере и Дельбеф установили, что для

того, чтобы пациент в гипнозе мог вспомнить травмирующую ситуацию, его предварительно

следует предупредить, что после пробуждения он сможет вспомнить все то, что

говорил врачу.

Ученик Шарко, Поль Рише, считал, что неосознанные воспоминания постоянно присутствуют

в психике человека и оказывают на нее определяющее воздействие. Рише объяснял

автоматизм некоторых психических и физиологических реакций именно неосознанными

воспоминаниями. Эту мысль впоследствии развил Тард, который установил, что

прошлая психическая жизнь человека накладывает серьезный отпечаток на его

последующую психику, постоянно в ней присутствуя в закамуфлированном подсознательном

виде.

В 1885 году Рише установил состояния особого влечения, возникающие у глубоко

загипнотизированных к гипнотизеру. Погружая сомнамбул в гипноз методом наложения

рук и легким давлением на макушку, Рише обнаружил, что пациентка начинала

испытывать беспокойство, как только врач пытался от нее отойти, и успокаивалась

только тогда, когда врач вновь оказывался рядом. Позже другой ученик Шарко

- Жане писал: В сомнамбулическом состоянии пациент, по-видимому, занят

исключительно гипнотизером и высказывает по отношению к нему пристрастие,

покорность и внимание - словом, совершенно особые чувства, каких не внушает

ему никто другой. Жане писал, что многие пациенты, прошедшие курс лечения

гипнотерапией, начинали испытывать к своему врачу - гипнотерапевту привязанность

и симпатию.

Жане впервые обратил внимание ученых на серьезную зависимость между уровнем

гипнабельности пациента и величиной и качеством лечебного эффекта. Поэтому

Жане предупреждал общественность от чрезмерных надежд на гипнотерапию, как

панацею, так как ее эффективность зависит во многом от гипнабельности пациента.

Жане открыл, что в послегипнотическом поведении пациента, уже после его пробуждения,

обязательно кроме видимых признаков внушенного поведения присутствуют скрытые

в подсознании и никак временно не проявляемые ассоциации идей, появление которых

обязано предыдущему внушению. Эти скрытые в подсознании элементы психики начинают

влиять на эмоциональный фон поведения человека, а иногда могут и проявить

себя явлением психологического плана.

Мы считаем, что это открытие Жане следует отнести к величайшим открытиям XIX

века, к сожалению, многие современные исследователи совершенно не поняли и

не оценили этого великого ученого.

После смерти Шарко в 1893 году исследования гипнотизма во Франции почти прекратились

и центр такого рода исследований переместился в Россию.

НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ

Кандыба Дмитрий Викторович - Техника гипноза СК

Кандыба Дмитрий Викторович - 

Техника гипноза СК   

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОД ФРЕЙДА

Многие исследователи и среди них ученик Шарко - Зигмунд Фрейд пытались ответить

на вопрос - что в глубинной природе человека руководит его поведением и поступками?

Например, предшественник Фрейда - Тэн писал еще в 1870 году, что наше бессознательное

представляет собой динамический процесс, приводящий к упорядочению и организации

мыслей. Тэн писал: Ощущение оживает в образе, чем сильнее ощущение,