Клирики

Классическая Демонология

Божьим, но все же велико и грозно. Как мятежник, Сатана сокрушен

без надежды на улыбку победы. Но, побежденный по совокупности, он мстит за себя

непрерывным бунтом в розницу. Он проникает в счастливые обители наших

прародителей и вводит в гармонию божественного творчества грех, разлад и смерть.

Он наполняет Вселенную ядом своим и побуждает ее к отречению от Бога. Он

становится 'князем мира сего' в пространстве и времени. Правда, власти у него

ровно настолько, сколько Бог его злобе терпит, но нельзя не признать, что

пределы этого терпения чрезвычайно широки и, действуя в них, Сатана вооружен и

собственной инициативой, и собственной внутренней, а не заимствованной или

отраженной силой. Все зло мира истекает из него, и чрезмерность зла дает понятие

о гигантском могуществе источника. Искупительное воплощение Христа, конечно,

нанесло Дьяволу жестокий удар, - настолько, что однажды он, явившись к

св.Антонию, протестовал, зачем люди продолжают осыпать Дьявола проклятиями и

ругательствами, тогда как он, после пришествия Христова, стал совершенно

бессилен. Но Дьявол хитрил. В язычестве умерла, быть может, его абсолютная

власть над землею, но не умерла сила. Христос победил его, но не отнял у него

оружия, и Сатана сейчас же начал новую борьбу, отвоевывая у победителя

человечество шаг за шагом, душу за душою. И по прошествии нескольких веков по

искуплении царство Сатаны опять полно рабами, а картина мира столько же

печальна, как пред искуплением.

Распространяясь одинаково как на природу, так и на человека, могущество демонов

обусловливается их чудесными способностями. Они могут в мгновение ока

переноситься с одного конца Вселенной на другой, углубляться в землю и воду,

проникать в стихии. Вещественная природа в особенности подчинена им. Не надо

забывать, что многие еретические секты считали материю творением Сатаны. По мере

того как в религиозной идее обострялся контраст между материей и духом и

материя-враг осуждалась на проклятие и гибель как сила темная и развращенная, -

фантазия дрессируемых католичеством народов должна была все более склоняться к

тому, чтобы видеть в природе великую лабораторию и царство Сатаны. Это одна из

причин, почему в Средних веках так бедно и скудно было чувство природы.

Огромную власть имели демоны над землею, в центре которой отводилось место для

Ада. Их делом были или могли быть землетрясения, а тем более извержения

вулканов, которые вообще почитались пастями и отдушинами Ада. Когда Дьявол

спешил возвратиться в свой Ад кратчайшим путем, он проваливался сквозь землю в

любом месте, как в театральный трап.

Не все в природе подчинялось демонам в одинаковой степени. Некоторые вещества и

условия местности их как бы притягивали, другие их, наоборот, отталкивали.

Дьявол большой любитель романтического пейзажа: его излюбленное пребывание -

среди уединенных скал, в ущельях обрывистых гор, в густых и темных лесах,

пещерах, провалах, - во всех угрюмых странах природы. Думали, что бес в таких

местах особенно силен - потому их и любит.

Технические способности Сатаны беспредельны. Он знает все искусства, ремесла и

мастерства, но, разумеется, не разменивается в их области на пустяки, а

предпринимает только работы, достойные своей ловкости и силы. В Западной Европе

Сатана получил страсть к архитектуре и строительству. Великое множество мостов,

башен, стен, акведуков и тому подобных построек приписываются этому странному

зодчему и инженеру. Это он сложил знаменитую стену между Англией и Шотландией,

воздвигнутую по повелению императора Адриана. Он же перекинул мост через Дунай в

Регенсбурге, через Гону в Авиньоне и другие, так называемые 'чертовы мосты'. В

варварские и бедные Средние века громадные римские постройки, включая и великие

военные дороги римлян, казались превосходящими силы человеческие и, кроме

дьявольского художества, народ не находил, кому их приписать. Страннее всего,

что Дьявол употреблял иногда свои архитектурные таланты также на сооружение

церквей и монастырей. Но, конечно, в этом случае он либо преследовал какие-либо

свои тайные цели, либо был побуждаем волею, сильнейшею его. Так, говорят, им

были сделаны планы и другие рисунки для Кельнского и Ахенского соборов, а

последний даже отчасти, если не весь, им выстроен. В Англии считается постройкою

Дьявола аббатство Кроулэнд. Дьявол настолько гордится своим зодческим талантом,

что однажды вызвал архангела Михаила, старого своего неприятеля, на конкурс, кто