Клирики

Классическая Демонология

древние времена

известен своей вулканической активностью; миазмы сероводорода, поднимавшиеся

вокруг, убивали птиц, пролетавших над озером, так что они падали мертвыми в

воду.

У царства вечной скорби имеется своя топография, метеорология, флора и фауна.

Адские декорации визионистов: крутые, голые скалы, загроможденные каменистые

равнины, разверстые пропасти, леса странных деревьев, смоляные озера, гнилые и

угрюмые болота. Ад прорезан в длину и ширину реками, то чуть ползущими, то бурно

стремительными, причем названия их - Ахерон, Флегестон, Лета, Коцит, Стикс -

показывают, что они, переменив русло, притекли в христианский ад из античного

языческого Аверна. В нем свирепствуют буйные ветры, то леденящие, то сожигающие;

льют неукротимые дожди, падают град и снег. Растения, питаемые ужасною почвою

ада, покрыты шипами острее ножей, плоды их налиты ядом. Воздух отравлен

нестерпимою вонью. Животные или демоны в виде животных: драконы, змеи, жабы,

отвратительные насекомые...

Вход в ад традиционно представлялся, как пасть громадного и злобного животного,

которое тащило грешников в свою утробу. Со временим сошлись на том, что это

пасть Левиофана.

Фантастическая литература, некоторая часть которой состряпана морализирующими

священниками для того, чтобы ужасать их паству, а другая часть, несомненно,

получена как результат галлюцинаций или мистических переживаний, является

основным источником для средневековых художников, изображавших ад.

В 'Апокалипсисе' Иоанна осужденным грешникам обещаны мучения вечные, не

облегчимые ни днем, ни ночью. Главным орудием адской казни был огонь. Кроме огня

есть в аду и лед, яростные ветры, проливные дожди, ужасные чудовища и тысячи

видов мучений, которые выдумывают дьяволы для жертв своих.

Авторы первых христианских видений были чрезвычайно искусны в определении

наказания, соответствующего преступлению. Самый первый источник, 'Апокалипсис

Петра' (конец первого века), сообщает о богохульниках, подвешенных за свои

языки, убийцах, которых едят змеи, клеветники и лжесвидетели, откусывающие свои

собственные губы и языки и т.д. Встречается подвешивание, порка ремнем, сдирание

кожи, разрывание, перекатывание острых камней вверх и вниз по раскаленному

железному холму, погружение до гениталий в расплавленный свинец (любимое

наказание для сладострастников, к которым отцы христианства были совершенно

маниакально строги), или горящая сера, или обычная горячая грязь, колесование,

сжатие в клещах, сажание на кол, потрошение, введение в задний проход всяких

инородных тел и опасных животных и, конечно, простое поджаривание, основной

метод адской кухни. 'О, как ужасна судьба этих несчастных существ! Кровь бурлит

и кипит в их венах, мозги плавятся в черепной коробке, сердце в груди раскалено

и разрывается, кишка раскаленной массы горящей пульпы, глаза, пылающие, как

расплавленные шары',- пугает иезуит Джойс.

В видении Павла показан лес у ворот в ад. Деревья в огне, но они не истребляются

огнем; на них подвешены грешники за различные органы - нарушители супружеской

верности за их гениталии, гордецы за волосы и тому подобное. Женщины, нарушившие

супружескую верность, висели на своих волосах над огнем, а немилосердные

женщины, которые отказались воспитывать сирот, подвешены на деревьях, в то время

как змеи, кишащие на их телах, высасывают их груди.

Есть чувство, что ад - это обычный склад, в котором художники и писатели могли

черпать все свои садо-мазохистские фантазии, предохранительный клапан для

психоанализа европейской культуры.

Имеется библейское утверждение, что души в аду могут видеть небо - например,

богач, который взывает к Лазарю из глубин своего серного подземелья и может быть

услышан. Но это просто другая психологическая пытка - умирающий с голоду нищий,

прижавшийся носом к окну ресторана. В свою очередь, страдание грешников -

приятное зрелище для праведных: святые радуются, что столь ужасные муки не

выпали на их долю, в силу контраста их блаженство кажется еще более совершенным.

'Но все это меркнет по сравнению с наказанием быть вечно, вечно, вечно

изолированным от образа Бога',- говорит Джон Донне. Таким образом, главная

адская мука - существование, безвозвратно и навсегда отрезанное от Бога.

Наименее вульгарные демонологи и теологи утверждают: 'Ад - это состояние ума, а

не место'. Словами Джойса, '...каждая погибшая душа будет адом в самой себе'. А

демоны, курящиеся ямы, кипящие реки, котлы,