Клирики

Классическая Демонология

кругов, четко уравновешивающих сферы

неба, и расположенных в таком же порядке, то есть наименьшие грехи получают

наказание на верхних, наружных кольцах ада, а низость греха приводит к более

низкому кругу, также как на небе самая высшая сущность предназначается для

Эмпирея, а грубая материя - для земли. Средневековая вселенная была, в

действительности, сконцентрирована вокруг ада. Верхний ад состоял из пяти

кругов. Первый круг - это Лимб, содержащий души некрещеных и добродетельных

язычников. Второй круг предназначен для похотливых (сладострастных); третий -

для обжор. В четвертом наказываются скупые и моты (расточители), в то время как

пятый круг полон душ, проклятых за грех гнева, сцепившихся и вопящих друг на

друга в болотах Стикса. Внутри этого круга находятся стены города Дита, в

котором располагается весь нижний ад. В нижнем аду наказываются грехи против

Бога (грехи похоти, обжорства, скупости и ярости Данте считает слабостями, а не

умышленными проступками).

Круг шестой лежит сразу же внутри прочных стен Дита и содержит горящие могилы

еретиков. Из него отвесная скала спускается в другую реку, Флегетон, которая

течет из круга седьмого, в нем наказываются 'насильники над природой и собой':

самоубийцы и вечно бегущие по кольцу горящего песка гомосексуалисты. С края

этого круга еще более крутая скала погружается в восьмой круг, который делится

на десять концентрических рвов: дымовая труба из камня, содержащая мошенников,

души, проклятые за извращение языка, закона, общественного порядка и любви.

Наконец, Данте попадает в круг девятый, замерзшее озеро Коцитус, дно ада, в

котором по самое горло во льду находятся души предателей, над ними восседает сам

Сатана.

В Библии нигде нет никакого упоминания, что ад разделен таким образом, и

известные эсхатологи, начиная с шестнадцатого века и далее, имели склонность

рассматривать ад как сдавленный паштет из душ, всех одинаково поджаренных, как в

ужасной проповеди, которую Иисус прочел Стивену Дедалу в 'Портрете художника':

'Ад - это тесная, темная и вонючая тюрьма, местопребывание демонов и потерянных

душ, заполненное огнем и дымом. Теснота этого узилища создана Богом специально

для наказания тех, кто отказался быть связанным Его законами. В земных тюрьмах

бедный узник имеет, по крайней мере, свободу движения... Но не так в аду. Там,

по причине большого числа проклятых, узники собраны в своей ужасной тюрьме,

стены которой, говорят, имеют тысячу миль в толщину: и проклятые так сильно

стеснены и беспомощны, что, как пишет блаженный Св. Ансельм в своей книге по

образам, они даже не в состоянии сбросить со своего глаза червяка, грызущего

его'.

Другие описывали ад огромною кухнею или трапезною, в которой дьяволы - повара и

едоки, а души осужденных - кушанья разного приготовления. Скатерти были сделаны

из кожи ростовщиков, а салфетки из кожи старых потаскушек. Сервировка и кушанья

не оставляли желать ничего лучшего. Жирные шпигованные ростовщики, воры и убийцы

в соусе, публичные девки с зеленой подливкой, еретики на вертеле, жареные языки

адвокатов и много лакомых блюд из лицемеров, монахов, монахинь, содомитов и

другой славной дичины. Вина не было. Кто хотел пить, тому подавали морс из

ругательств.

Попасть в Ад на вечное жительство было очень легко. Напротив, чрезвычайно трудно

было сойти в ад в качестве простого посетителя, так сказать, на положении

любопытствующего туриста.

Вопреки внушениям церкви, у некоторых возникала мысль, что не все, попадая в Ад,

терпят мучения. Достойным Дьявол дает 'стальную душу', и те вступает в Ад 'на

правах гражданина'.

Могущество

Бесплотные духи, сотворенные из более тонкого вещества, чем человек, в своих

действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди;

изначально наделены силами, позволяющими им оказывать мощное влияние на

материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устройстве

и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими преодолевать законы

видимого мира.

'Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой

мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью,

несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобой и беспредельной

ненавистью ко всему человечеству, безжалостной и непроходящей', - писал в 1563

г. врач-скептик Иоганн Вейер.

Границы могущества Дьявола определяются трудно. Конечно, оно несравнимо со

всемогуществом