Клирики

Классическая Демонология

видом их друзей, родных, близких и знакомых, из чего проистекали иногда большие

несчастья, грехи и соблазны.

Чтобы скомпрометировать св.Кунигунду, бес однажды вышел из ее спальни в виде

рыцаря. Приняв образ св.Сильвана, он волочился за одной девицею и нарочно дал

поймать себя у нее в спальне под кроватью. Фома Кантипратийский видел однажды

Дьявола в образе монаха, который с нарочною непристойностью обнажился, будто бы

по естественной нужде. Тот же Фома жалуется на дьяволов, которые

компрометировали кельнское монашество, устраивая по ночам пляски на пригородных

полях и одеваясь для этих балов в свои белые рясы.

Какие бы привлекательные и даже святые образы ни принимал на себя Дьявол, он,

однако, не мог и в них избыть своего дьявольства. Даже облачась в образ

прекраснейшей девушки, ангела, либо самой Девы Марии, самого Христа, он выделял

какие-то особые дьявольские флюиды, влияние которых тревожило и пугало

человеческую природу, и сквозь восхищение и благоговейный восторг к оптическому

обману визионер чувствовал, сам себя не понимая, внутри души своей только

необъяснимый страх, смятение и отвращение.

Наконец, надо сказать, что некоторые теологи-модернисты предпочитают избегать

прямой персонификации дьявола, подменив рогатого, с хвостом и раздвоенными

копытами 'князя тьмы' неким 'злым началом', гнездящимся в природе и человеке.

'Библейский Сатана - это персонифицированный грех,- писал в 1973 году теолог

Герберт Хааг,- Всюду в Новом завете, где говорится о сатане и дьяволе, это

наименование можно с таким же успехом заменить словами 'грех' или 'зло'.

АД

Мрак густейший непроглядный

Вопль свирепый, безотрадный,

Искры сыплет пламень жадный

От бесчисленных костров.

Место мрачно и бездонно,

Жарко, дымно и зловонно,

Стоном, воем оглашенно, -

Вечно жадной бездны ров.

Рай - дворец Божий, жилище ангелов и святых, полное 'светов неописуемых и

гармоний звуков неизрекаемых', украшенное цветами нетленными, благоуханное

ароматами неистощимыми,- царство непорочной святости и непреходящей радости с

жемчужными воротами, похожими на входную калитку в парикмахерскую, с арфами,

облаками и ангелами в длинных белых одеждах, машущими своими блестящими

крыльями, с едва слышным пением Марио Ланца, доносящимся из некоей небесной

музыкальной системы. Там все так чисто, как внутри нового холодильника, и для

любого человека, у которого течет по жилам кровь,- это перспектива ужасной

скуки. Но по определению, Рай - царство радости и света.

Ад - царство страданий и тьмы. Тьма там - густая, глубокая и как бы плотная. Она

в некотором роде представляет собою основное вещество ада. Но если бы художники

приняли это слишком буквально, в аду ничего нельзя было бы нарисовать. В

средневековых иллюстрациях темнота и дым приносились в жертву ради ясности.

Сверкания пламенных облаков и вихрей, рдеющие кучи раскаленного угля, потоки

расплавленных металлов нарушают ее.

Где же, собственно, находится ад?

Блаженный Августин в знаменитом трактате своем 'О граде Божие' предостерегает

против этого вопроса, говоря, что ни один человек не в состоянии узнать

местоположение ада, если сам Бог не открыл ему этой тайны.

Но Средние века, пытливые насчет мистической географии, не послушались

блаженного Августина, и вот целым градом пестрых мнений ад помещается то в

воздушных сферах, то на Солнце, в Иосафатовой долине, под полюсами, у антиподов,

внутри вулканов, в центре земли, на крайнем востоке, на далеких островах,

затерянных среди неведомых океанов, - иные же отделываются от адской топографии

неопределенным, но решительным указанием: 'вне мира'.

Однако же, наиболее распространенным, господствующим и самым естественным

оставалось мнение, согласное с представлением древних, по которому ад чудится

внутри Земли, как вечная угроза бездны, готовой разверзнуться под ногами

грешных. Земная кора - не более как тонкий потолок ада, дрожащий и трепещущий

под напором карающего пламени и воя вечных мук. Земля, красиво одетая солнцем в

цветущие поля, густые леса, светлые воды, в действительности - червивый плод:

кожа - румяная, а сердцевина - гнилая. Червь, источивший и испортивший великое

яблоко земли, есть Сатана.

Входами в подземный мир считались некоторые реальные места. Одним из таких мест

было озеро Авернус, глубокое, кратер потухшего вулкана, вблизи Путеоли, в Южной

Италии. Район вокруг озера Авернус, спокойный сегодня, был в