Клирики

Классическая Демонология

лагеря. Едва он

крестом прогнал это чудо, как вот, новое: летит на него, при лунном сиянии,

военная колесница, запряженная бешеными конями. Святой произносит имя Христово.

Колесница проваливается сквозь землю.

Самыми тяжкими видами бесовского искушения были - влечение любви, стремление в

мир, духовная гордость и сомнение в вере.

Христианство прокляло плоть, покрыло позором любовь. Акт любви, олицетворенный в

эллинизме самыми яркими и красивыми божествами Олимпа, христианство объявило

зловредною гнусностью. Безбрачие для христианина состояние, гораздо высшее

брака, а целомудренное воздержание - одна из основных добродетелей. 'Угасни, бог

любви, жизни и света! Надень капюшон монаха. Девы, будьте монахинями. Жены,

станьте холодными сестрами...'

Природу насилуют, церковь отталкивает женщину с отвращением, как нечистое

животное, сатанинскую змею, как воплощение вечной гибели мужчины. Фанатичный

безумец Пьетро Дамиани объезжает всю Италию, и в бесчисленных проповедях,

обрушивается на женщину : 'C'est а vous, que je adresse, ecume de paradis,

amorce de Satan, poison des ames, glaive des coeurs, huppes, bijoux, chouettes,

louves, sangsues insatiables... '(К вам я обращаюсь, отверженные рая, соблазн

Сатаны, яд душ, меч сердец, долгогривые, прелестницы, совы, волчицы, ненасытные

пиявки. - фр.). Теологи объявили, что надо подальше держаться от женщины, так

как земля достаточно населена и все равно скоро погибнет, а Петр Ломбартский

устанавливает, как основное положение, что брак есть грех, в крайнем случае,

допустимый.

Весьма часто с целью плотского искушения Дьявол сам принимал вид женщины и

являлся в пустыню либо заблудившуюся красавицей, либо грешницею, ищущею

покаянья, либо благочестивою девицею, жаждущею тоже приобщиться к аскетическим

подвигам. По человеколюбию или слишком твердой уверенности в своей добродетели,

пустынножитель принимал обманную деву в тесной своей келейке и обыкновенно в

самом непродолжительном времени погрязал в грехопадении. Истории этого рода

бесчисленны. Часто демону мало уронить инока в запретнейший из грехов, ему еще

надо насмеяться. Например, как только отшельник заключал красавицу в свои

объятия, демон исчезал, оставляя незадачливого святошу в смешной и непристойной

позе.

Но чаще всего бес, искушая пустынника, не заходил в соблазнах своих до такого

яркого реализма, что подсыл женщин или собственное воплощение в женщину, а

довольствовался тем, что будил и раздражал желания, не находящие удовлетворения.

Тех, которым Дьявол не умел нанести никакого другого вреда, он мучил

сладострастными снами и ночными галлюцинациями. Бессознательный и,

следовательно, безответственный грех такого рода не мог быть опасен сам по себе,

но наводил уныние, как симптом дурного общего состояния отравленной души, и

развращал ум воспоминанием о развратном видении. Словом, от страстных помыслов

нельзя было уйти даже в пустыне.

Церковь запрещает малейшие проявления страсти. Каждая страсть имеет своего

демона; если убивают страсть, убивают демона.

Жизнерадостность тоже была плодом деятельности Дьявола. Насколько бесоугоден

смех, настолько же богоугодны слезы. Хорошие монахи никогда не смеялись, но

часто плакали. Ибо человек пришел в мир терпеть наказание, а не радоваться.

Теперь церкви оставалось еще справиться с разумом. Если раньше запрещалось

исследовать естество Бога, то теперь, вообще и во всем, запрещали прибегать к

разуму. Не было ни одного образованного человека, над которым не тяготело бы

обвинение в волшебстве. Победившее христианство хотело и надеялось совсем добить

врага. Запрещается придумывать что-либо новое, творить новое. Запрещается

вводить новшества в богослужение. Налагается запрет на вдохновение.

Другое любимое искушение Дьявола - возбуждение гордости и самодовольства -

бывает причиною тех его явлений, когда он осмеливается брать на себя вид святых,

ангелов, Девы Марии, Христа, Бога Отца.

В монастырях хорошо знают это искушение и предупреждают новичков не вверяться

его обману.

Рассказывают об одном иноке по имени Эрой, который, пятьдесят лет прожив в

пустынном монастыре, истязал плоть свою так сурово, что не ослаблял поста даже

на Пасху. Однажды ему явился Дьявол в образе ангела и приказал броситься вниз

головою в колодезь, что Эрой немедленно и исполнил, рассчитывая, что останется

невредим, и чудо это явит перед всеми великую его святость. Но вместо того он

страшно разбился, монахи едва могли его