Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 2)

окружает меня, чтобы тем самым быть в состоянии воздействовать на это. Я достигла состояния, в котором все контакты, даже те, что считаются наиболее мучительными, оставляют меня абсолютно тихой и индифферентной, не в смысле неактивно безразличной, но без какой-либо мучительной реакции, абсолютно нейтральной, в совершенной ровности. Но в этой ровности есть точное знание того, что должно быть сделано, сказано, написано, решено, действительно известно все, что должно быть сделано, что составляет действие. Все это происходит в состоянии совершенной нейтральности, но с чувством Чистой Силы в то же самое время. Сила проходит, Сила действует, а нейтральность остается - но нет экстаза, энтузиазма, восторга.

Я должна сказать, что состояние полного экстаза было бы опасно в теперешнем положении мира. Это состояние экстаза имеет страшную мощь. Я настаиваю на слове страшную в смысле, что это нестерпимое или невыносимое, скорее невыносимое состояние. Это почти то же самое, как и верховная Любовь, вибрации этого экстаза или восхищения есть как раз малое начало вибраций Всевышней Любви. И это абсолютно невыносимо в смысле, что оно не допускает присутствия чего-нибудь, что противоположно ему. Тогда, естественно, это имело бы страшный результат для обычного сознания. Я вижу это совершенно хорошо, потому что иногда эта сила приходит - эта сила приходит и вы имеете впечатление, что все собирается взорваться. Потому что она не может допустить ничего, кроме единения, она может сносить только ответ, что получает и принимает. Это не капризная воля, это самый факт существования экстаза, состояние, которое всесильно, но не в смысле, в котором всесильное обычно понимается. Вся мощь, так сказать, существует полностью, тотально, исключительно. Это содержит все, и что противоположно этой вибрации - принуждено измениться. И тогда это изменение, внезапное, абсолютное, так сказать, зримое, в мире какой он есть, будет катастрофой: слишком многое должно было бы исчезнуть! Таков ответ, что я получила на мою проблему.

КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Нет разницы между вселенский и космический за исключением того, что вселенский может быть использовано более свободным способом, чем космический.

Обычное существование человека - это не только индивидуальное, но эгоистическое сознание, это индивидуальная душа, идентифицирующая себя со сложным сплетением своих умственных, виталических, физических переживаний в движении вселенской Натуры. Путем отделения себя ото всякой идентификации с умом, жизнью и телом, человек может вернуться от своего Эго к сознанию подлинного Индивидуума, Дживатмы, кто есть реальный обладатель ума, жизни, тела. Идя далее от этого индивидуума к тому, от чего он есть представляющая и сознающая фигура, он может вернуться к трансцендентному сознанию чистого САМО, абсолютного Существования или абсолютного Несуществования, трех равновесии той же самой вечной Реальности. Но между движением вселенской Натуры и этим трансцендентным Существованием находится космическое сознание, всеобщий Пуруша, для кого вся Натура есть Пракрити, или активная сознающая Сила. Мы можем достигнуть этого, стать этим или расширяться горизонтально, разбив стены Эго, идентифицируя себя со всем существованием в Одном, или двигаясь вверх через серию осознании вплоть до абсолютного Существования.

Мы осознаем, как имманент, молчащее САМО во всем следящим, чистым и всюду присутствующим, постигаем эту сознающую душу космоса, для чьего восторга вселенская Натура показывает беспрерывную процессию своих работ. Мы узнаем о развернутом восторге, чистом и совершенном Присутствии, безграничной и само-содержащей Силе, имеющейся налицо в нас самих и во всех объектах, не разделенной их разделением, не задеваемой напряжением и борьбой космического проявления, как верховное ко всему этому... Мы осознаем Всевышнее, вечное САМО всех, сначала как источник всех действий и недействий, всего знания и неведения, всего восторга страдания, всего добра и зла, совершенства и несовершенства, всех сил форм Натуры, исходящих от вечного святого Первоисточника и возвращающихся ко Всевышнему... Это основание дает нам возможность владеть в надежности и уверенности святым существованием всей вселенной внутри нашего собственного существа. Мы более не ограничены и не закрыты в том, что мы населяем, но подобно Всевышнему, содержим в нас все, что для целей движения Натуры мы соглашаемся населять. Мы суть не ум, жизнь или тело, но владеющая ими осведомленная и поддерживающая Душа, молчащая, полная мира, вечная.

Следующим мы должны осознать