Тимоти Лири

Семь языков Бога

Но здесь возникает масса социальных, политических и образовательных проблем. Дело в том, что наши социальные игры зашли в тупик. Наши секулярные традиции, наши любимые концепции, наши культурные системы окаменели и застыли. Мы должны понять, что они не вечны, что они коллапсируют и должны уступить место более развитым продуктам эволюции. ДНК и клетки прекрасно функционируют, а это означает, что человек как вид обязательно выживет, хотя, возможно, в какой-то мутированной форме. Я с большим оптимизмом смотрю на клеточные процессы и на человеческий вид, потому что это часть удивительного эволюционного потока, текущего от одной вершины к другой на протяжении двух миллиардов лет. Вы должны плыть в этом потоке; вы должны довериться этому потоку, приспособиться к нему, попытаться его понять и наслаждаться им.

 

 

            Старая драма повторяется: все мы погрязли в социальном болоте. Все это уже происходило в Древнем Риме и в Персии, в Османской империи и в Афинах. Проявлялись все те же симптомы. Мы барахтаемся в муравейнике с кондиционером под угрозой войн, перенаселения, тиражирования целлулоидных клише. Нас развлекает наш муравейный цирк—телевидение, но нам становится все страшнее и, что еще хуже, нам становится все скучнее жить, и мы готовы открыть новую страницу в истории. Мы готовы к следующему эволюционному шагу.

 

 

Но в чем заключается этот шаг? В каком направлении мы должны его сделать? Три тысячи лет мудрецы твердят нам одно и то же: ищите внутри.

 

 

            Насколько нам известно, человек появился в царстве животных относительно недавно: примат с большим черепом впервые встал на ноги примерно семьдесят тысяч лет назад (в единицах эволюционной шкалы времени это доля секунды). В результате 'внезапного мутационного скачка размер черепа и мозга удвоился. Согласно палеонейрологической теории д-ра Тилли Эдингера, - Удвоение размера мозга не сопровождалось заметным увеличением размеров тела.

 

 

            Тогда вполне резонно предположить, что за короткий срок своего существования человек еще не научился использовать этот новый нейрологический аппарат, обладателем которого он стал. До последнего времени человек как обладатель мозга был ребенком, бесцельно тыкающим пальцами в клавиатуру гигантского компьютера. Только сейчас он начинает понимать, что его мозг обладает колоссальными потенциальными возможностями.

 

 

            Впервые об этом заговорил Альфред Рассел Уоллес, который разработал вместе с Чарльзом Дарвином теорию эволюции. Уоллес был первым, кто указал, что так называемый дикий человек, например, эскимос или пигмей, которых раньше считали боковой ветвью примитивного и не развивавшегося вида, обладает таким же нервным аппаратом, как и грамотные европейцы Просто дикарь не использует этот аппарат так, как цивилизованный человек. Он не развивал его лингвистически, он не развивал его в процессе иных символьных игр. «Итак, мы можем сделать вывод, — писал Уоллес, — что дикарь обладает мозгом, который при совершенствовании и развитии способен выполнять намного более сложную работу, чем от него обычно требуется». Оставим за рамками нашего обсуждения этноцентрические допущения (протестантскую этику в отношении примитивных цивилизаций) и продолжим рассуждать логически.

 

 

            Вовсе не исключено, что этот же вывод справедлив в отношении нас. При всем нашем механистическом великоразумии мы остаемся дикарями, обычными примитивными животными, не осознающими, какой потенциал скрыт внутри, в нашей нервной системе. Вполне возможно, что грядущие поколения будут с удивлением на нас оглядываться и интересоваться: как они могли так по-детски играть с простыми игрушками и примитивными словами, так и не узнав о мощи своего мозга? Как это они умудрились не использовать