Тимоти Лири

Семь языков Бога

происходят в нашей нервной системе. В самое ближайшее время современная биохимия и современная фармакология определят степень достоверности каждого из этих поэтических образов.

 

 

            Теперь перейдем к сути проблемы. Сначала я сформулирую ее с точки зрения онтологии, а затем мы поговорим о ее социальных аспектах.

 

 

            С онтологической точки зрения есть бесконечное множество реальностей. Каждая реальность определяется в конкретном пространственно-временном измерении, которое вы устанавливаете. Входя в какую-то реальность и принимая ее за единственную, вы начинаете считать, что остальные реальности - это галлюцинация, психоз, абстракция или мистика. Но это глубокое заблуждение, и оно вызвано тем, что мы застреваем на уровне восприятия одного пространства-времени.

 

            Многие люди впадают в дикую ярость, когда слышат о существовании бесконечного множества реальностей. На прошлой неделе

мы с профессором Ричардом Олпертом читали лекцию о расширении сознания в институте аэрокосмических исследований в Лос-Анджелесе. Тем вечером в здании института задержался молодой инженер, выполняя какую-то текущую работу. Собравшись уходить, он увидел толпу в конференц-зале и зашел нас послушать. Когда лекция закончилась, и мы собирались уйти, он преградил нам дорогу и вступил в яростную полемику по поводу множественных реальностей. Он был вне себя от гнева и с трудом мог говорить. «Есть только одна реальность, наша реальность, Реальность законов физики... Вы занимаетесь интеллектуальным Жульничеством, когда утверждаете, что есть много реальностей, особенно когда говорите, что их можно ощутить при помощи ЛСД. Вы обманываете людей!» Судя по всему, его вывела из себя мысль о том, что устойчивый и целостный мир (в котором, как нас убеждают, мы живем) представляет собой лишь один из уровней невероятно сложного континуума реальностей. Да, многим людям довольно неприятно слышать о существовании множества реальностей, но уж совершенно нестерпимо, когда им говорят, что в некоторых реальностях можно ощущать больше блаженств, счастья, мудрости и вдохновения, чем в нашей привычной реальности. Об общей онтологической ситуации, пожалуй, сказано достаточно. Теперь сформулируем ситуацию более конкретно.

 

 

            Социальная реальность, в которой нас обучают воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним, — это тяжелая, плотная и статичная декорация. В ней отсутствует истинное действие. Настоящая драма и красота электронных, клеточных, соматических, сенсорных энергетических процессов происходит не в нашей привычной социальной реальности.

 

 

            Мы постоянно находимся в гуще жизненного процесса, но не видим его. Он пульсирует в миллиардах клеток нашего тела, но большую часть времени мы его не ощущаем. Мы остаемся слепыми. Как, к примеру, вы узнаете, что рядом с вами находится живой человек? Мы прикасаемся к сонной артерии его роботизированного тела и прислушиваемся к биению сердца.

 

 

            Если есть дыхание и сердечный ритм, значит, он жив. Но мы становимся свидетелями не самого жизненного процесса, а лишь его внешних симптомов. Это все равно, что смотреть издалека на движущийся автомобиль и представлять, как работает его двигатель. Мы слышим «рокот двигателя» в нашем теле, мы давим на газ, жмем на тормоз, но не в состоянии настроиться на механизм жизни, скрытый внутри и вокруг нас. Наверное, сейчас вы думаете: «Бедняга Лири, у него совсем съехала крыша». Но разве так уж трудно понять, что есть множество реальностей и что самые увлекательные события (процессы на уровне клеток и клеточных ядер), самые сложные взаимодействия, самые творческие процессы происходят не на уровне нашего повседневного,