Эйа

Анализ происхождения христианской религии (ч2)

апостолов" представляют собой описания послехристова периода жизни апостолов Петра и Иоанна, историю обращения в христианскую веру Апостола Павла, и описание дальнейшей жизни нового апостола.

Главное действующее лицо этой книги - апостол Павел. Родился Павел (иудейское имя Саул) относительно поздно и самого Иисуса никогда не видел. "Деяния" сообщают, что Павел был правоверный иудаист, яростно преследовавший христиан, и внезапно переменивший свои взгляды на диаметрально противоположные, после получения откровения от Святого Духа (Деян. 9:1-20). После этого Павел стал выдающимся проповедником Христианства и очень много сделал для развития этой веры. В частности он первый в своих письмах сформулировал многие основные положения христианства, которые позже легли в основу символа новой религии. Сначала Павел проповедовал вместе с апостолом Петром, но затем рассорился с ним по идеологическим причинам и стал проповедовать самостоятельно.

Учение Павла, по его же словам отличалось от учения самого Христа: Например: "Не должно вам говорить я Агапиев (Агапий - ученик продолжавший учение Иоанна после его смерти), я Киафов, я Павлов, а я Христов" (I Коринф. 1:12). Впоследствии последователи Павла стали наиболее многочисленной ветвью среди всех христианских течений, и можно констатировать, что заслуга создания организации Христианской церкви в земном ее проявлении принадлежит не самому Иисусу Христу, а Апостолу Павлу. Такой же точки зрения придерживается и протестантская церковь.

"Деяния", как и Евангелия, в последующие века, несомненно, подвергались последующей переработке, и дошли до нас не в исходных версиях. Это следует из того, что в них повествуется о некоторых нереальных фактах, например, о мгновенном упадке после проповедей Павла сильного культа Артемиды в городе Эфесе. Этот факт, однако, не соответствует действительности, поскольку, по результатам археологических раскопок

и из исторических источников нам известно, что после Павла храм Артемиды процветал еще около 200 лет до его разрушения готтами в 262 году [5].

"Послания апостолов"

По христианской традиции они считаются обращениями Апостолов церкви к различным к народам, группам христиан, или к отдельным лицам. Послания содержат нравоучения отцов церкви и применения постулатов веры в практических, конкретных ситуациях. Послания эти вероятно были необычайно важны для развития христианства, ибо они являются первыми документами, в которых записаны основные догматы христианского символа веры.

Символ веры, как это ни странно, невозможно вывести только из Евангелий. Наверное, именно поэтому Послания Апостолов и были включены в канон священных писаний.

Очень необычной, на первый взгляд, особенностью Посланий является абсолютное отсутствие в них ссылок на Евангелия.

Мне наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что, во время создания Писаний, Евангелия еще находились в состоянии постоянных редакций переписчиками, и ссылаться на подобные тексты было довольно проблематично.

Апокалипсис

Апокалипсис - это особый литературный жанр, широко распространенный в традиции иудаизма и несколько менее в христианстве. Он представляет собой произведение, описывающее мистические видения будущего. В иудаизме жанр апокалипсиса был очень популярен, особенно в конце первого тысячелетия до нашей эры. Наиболее известны Апокалипсисы Варуха, Авраама, Ездры (3-я книга Ездры), Завет 12 патриархов, эфиопская книга Еноха и Книга Тайн Еноха.

Позже, во времена становления христианства стали возникать и чисто христианские апокалипсисы: Апокалипсис Иоанна Богослова, "Пастырь" Гермы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, еще один Апокалипсис Иоанна Богослова, Откровения Варфоломея, апокалипсис Стефана, апокалипсис Фомы.

Позже все они церковью были запрещены. Даже Откровения Иоанна Богослова 4 столетия считались подделкой II века и находились в церковных списках книг сомнительного происхождения. И только в IX веке Апокалипсис Иоанна был окончательно канонизирован [27].

Анализ текста

В тексте Откровения Иоанна прослеживаются две различные сюжетные смысловые линии, идущие перемежающимися отрывками.

Первая, наиболее объемная, смысловая линия описывает необычные видения Иоанна. Эта часть написана исключительно в повествовательной форме, причем видения в большинстве начинаются словами "Я видел ... ", или "И услышал я...". Эта сюжетная линия