Мэнли П. Холл

Самораскрытие посредством упражнений

очертаниях и сочетаниях.

Таким образом, в нашем распоряжении имеется критерий для определения подлинности постижения. Если мы честны в отношении себя, мы знаем, насколько далеко вперед мы ушли. Нам не нужно, чтобы другие говорили нам, в какой мере мы преодолели свою вспыльчивость и раздражительность. Мы сами знаем меру своей искренности и степень своей целостности - по крайней мере приблизительно. Если после нескольких лет изучения метафизики в нашем характере не наметились существенные изменения, что-то в наших занятиях обстоит не так, мы учимся неправильно, что бы ни говорили другие и какие бы великолепные впечатления мы порой ни получали. Если наша жизнь существенно не улучшилась, у нас нет глубокого понимания. На самом деле у нас очень плохая память, если мы не можем помнить законы жизни. Если память не дает нам постоянства, чтобы то, о чем мы помним, стало тем, что мы совершаем, мы едва ли сможем чего-нибудь достичь.

Десятое постижение

Перетекание понимания в истинное действие индивид достигает путем постижения. Это следует понимать так, что поведение должно быть целостным. Практикуй упражнения, направленные на более глубокое постижение Закона. Познай Закон в движении своих мыслей. Чувствуй Закон в качестве и направлении своих эмоций. Выражай Закон в ритме и согласованности своих действий.

Во время занятий медитацией поначалу просто, а затем с помощью самых разнообразных средств старайся пережить Закон. Помести перед собой на столе простой, но значимый объект - желательно, чтобы это было нечто маленькое и изысканное; нечто любимое и ценимое тобой. В ходе своего постижения не умом, а самим сознанием, протяни в нему руку и возьми его. Наблюдай это простое движение. По мере углубления твоего постижения простое действие, заключающееся с том, что ты берешь предмет, вместит в себе все открытия, сделанные тобой в ходе духовного развития. Ты обнаружишь, что движение руки, которое поначалу ассоциировалось всего лишь с мышечным напряжением, выполняется с великим изяществом и приобретает смысл и ритм, подразумевающие глубокое понимание.

По мере углубления твоего понимания движение, направленное на то, чтобы взять в руки предмет, будет становится все более медленным до тех пор, пока, как дзэнский монах, ты не окажешься в состоянии выполнять его одним только постижением, безо всяких усилий. С философский точки зрения, это будет неподвижное движение. Предмет будет поднят самим только постижением. Это не значит, что объект повиснет в воздухе, как при левитации, подлетит к человеку по воле его воображения или даст повод говорить о каком-то другом чуде. Это означает, что реальность объекта, его значимость и цель, являющиеся его подлинным Я, будут спонтанно охвачены сознанием медитирующего индивида без волевых усилий.

По мере того как постижение распространяется на различные аспекты жизни, одно простое действие, заключающееся в том, что ты что-то берешь в руки, становится символом всех других действий. Прежде всего оно будет прекрасным. Оно будет воплощать в себе грацию и гармонию. Постепенно все грубые действия уйдут из твоей жизни, и тогда каждый поступок будет совершаться с постижением.

Глава XI

Просветление

Для мистика слово просветление означает открытие источника внутреннего света. Подобно тому, как солнце освещает физический мир и все в нем живущее и дарует ему свою энергию, наше сокровенное Я, солнце души, озаряет внутренний мир и питает наше вдохновение и высокие идеалы.

Со словом просветление связаны многие распространенные заблуждения. Просветление не следует понимать как внешнее переживание. Оно представляет собой естественное следствие духовной жизни. Просветление не подразумевает совершенства, равно как и не дает неожиданного прироста духовных способностей. Пожалуй, просветление можно назвать восходом внутреннего солнца, открытием большего света, Авророй Якоба Бёме.

Просветление не следует понимать как причастность к элите посвященных адептов или как право доступа к сокровищнице тайных знаний. Оно не имеет ничего общего с фантастическими празднествами, облаченными в экзотические одеяния людьми, жрецами и алтарями, полетом души и прочими абсурдами, до которых могут додуматься непросвещенные люди. Просветление - это просто процесс пробуждения... открытие глаз, поднятие завесы, распахивание двери... видение лика Истины. Это сознание, которое проникло в тайну существования несколько глубже.

Просветление не дает повода для гордости - если оно как-то и меняет характер ученика, то лишь делает человека более мягким и смиренным. Однако