Мэнли П. Холл

Самораскрытие посредством упражнений

лучше, когда духовной развитие не сопровождается заметным развитием необычных психических возможностей. Для начинающего бывает очень трудно правильно оценить значимость экстрасенсорного восприятия. Обычно люди склонны переоценивать свои возможности и, стало быть, свой уровень развития. Порой бывает, что эти неправильные оценки, подкрепленные воображением и энтузиазмом, приводят к плачевным последствиям.

Следующая за этим катастрофа может принять одну из нескольких форм. Одержимый своей недалекостью, ученик может счесть себя очень продвинутым. Когда этому подкрепленному желаниями мнению сопутствует определенное стечение обстоятельств, новичок попадает в замкнутый круг воображаемых озарений и посвящений, которые пагубно скажутся на его неразвитых духовных способностях и перечеркнут немногие положительные результаты, которых он достиг.

Много метафизических движений было основано увлеченными людьми без должного понимания - что возымело весьма незавидные последствия для их самих и многих других людей. На подобных иллюзиях основываются представления многих так называемых проповедников высших истин, искренне и с невиданным упорством отстаивающих свои фантастические учения. Большинство членов метафизической аристократии, которая во все времена наводняет сферу мистицизма, лелеют в себе плоды собственного воображения или невероятные построения вышеупомянутых проповедников.

Серьезно подумай обо всем этом и укрепись в решимости противостоять естественным искушениям, которые возникают при избытке энтузиазма и неконтролируемой работе воображения. Подлинного прогресса добиться нелегко, и поэтому его завоевания следует защищать от пагубных воздействий, которые могут проявиться, когда возникает убежденность в новых достижениях.

К духовности следует относиться спокойно и без всяких амбиций. Опасно недооценивать свои достижения, равно как и переоценивать их. Ни один разумный ученик не желает отягощать свою карму и вводить в заблуждение других. Мы несем ответственность за все ложное, что навязали людям. Поэтому мы должны наставлять других лишь в той мере, в которой сами убеждены, что говорим правду.

Цель настоящей книги - дать возможность каждому, кто проявит должную настойчивость, пробудить в себе способность постигать.

Если ты внимательно ознакомился с ней, ты, должно быть, заметил различие между постижением как сокровенным осознанием и псевдо-постижением, которое представляет собой всего лишь рациональную идею.

Чтобы сделать эту необычайную подробность как можно более ясной, давай взглянем на проблему с различным точек зрения. Возможно, ты убежден в том, что правильно понимаешь предмет, однако ты ничего не потеряешь, если еще раз внимательно поразмыслишь о нем и тем самым еще раз удостоверишься, что в твое понимание не закралась ошибка. Помни, что самая на первый взгляд незначительная ошибка в начале развития, если ее не устранить, по мере совершенствования перерастает в великое заблуждение.

Интеллектуальное понимание всего этого, в сущности, является словесным построением. Содержание любого утверждения вполне может стать объектом веры, может быть принято или отвергнуто человеком, может рассматриваться им как добродетель - однако это еще не постижение. Различие в данном случае очень тонкое и его трудно объяснить в словах. Ни одно утверждение не имеет смысла, если оно прямо и непосредственно не приводит к постижению. В действительности, мудрость заключается в том, чтобы вообще не утверждать, а просто постигать.

Пример. Все просветленные люди разделяют мнение, что мир, его законы и вселенская жизнь, которая в нем проявляется, есть благо. Рассуждения, базирующиеся на подобных представлениях, могут оказаться весьма благоприятными для психики человека, могут дать тому, кто из разделяет, чувство эмоциональной благодати, хотя все мыслительные построения остаются всего лишь идеями до тех пор, пока они не пережиты. Между тем человек, который верит в то, что мир благ, может причинить вред не только себе, но и обществу. Мнение о том, что жизнь по своей сути положительна, может быть использовано для оправдания пассивной жизненной позиции и развить у человека склонность не замечать существующие недостатки. Оно может привести к тому, что человек не будет признавать необходимость дальнейшего совершенствования. Или же ученик попытается продвинуться духовно с помощью одних только голословных утверждений. Он может верить, что делает успехи уже только потому, что отстаивает положительные аспекты жизни там, где они не очевидны. Каждое утверждение будет казаться ему