Мэнли П. Холл

Самораскрытие посредством упражнений

что его проблемы исчезают одна за другой, обогащая его новым опытом и давая возможность переоценить имеющиеся ценности.

Подготовка окружения

Окружение бывает внешним и внутренним. Внешнее окружение включает в себя материальный мир с его проблемами и привязанностями. Внутреннее окружение включает в себя саму личность, которая имеет определенные желания, устремления, эмоции, мысли и идеалы. Человеческая жизнь представляет собой взаимосвязь этих внешних и внутренних факторов, которые нередко конфликтуют друг с другом и не подчиняются волевым усилиям.

Ни у кого не вызывает сомнений, что обычный человек не может управлять миром, в котором живет. Однако он может подчинить себе внутренние импульсы и тем самым достичь освобождения от давления объективных факторов. Большинство великих философских систем учат тому, что постичь свое Я намного важнее, нежели овладеть целым миром. Это утверждение можно назвать трюизмом, однако оно выражает великую духовную истину, которая станет более очевидной для тебя, когда ты сделаешь первые шаги в своих занятиях.

Внутреннее окружение человека все еще недостаточно контролируется его волей и сознанием. Поэтому оно непостоянно и часто ведет себя непредсказуемо. Несовершенства низшего естества препятствуют перетеканию энергии от духовной природы. Цель самодисциплины в том, чтобы упорядочить и преобразить низшее естество. Тогда оно больше не будет препятствием на пути к духовным свершениям.

Выражаясь языком даосизма, можно сказать, что человек сам себе застит свет - то есть сам преграждает себе путь к желаемому. Таким образом то, что мы есть, не дает нам стать тем, чем мы хотим быть. Дисциплина мышления и действия помогает человеку открыть себе дорогу.

Вслед за проблемой, связанной с тем, чем мы являемся, идут проблемы, связанные с тем, что мы имеем. Обладание имуществом порождает чувство собственничества и страх. Оба этих чувства заставляют человека беспокоиться. Обеспокоенный человек одержим своими проблемами и не может уделить должного внимания созерцанию божественных сущностей. Существует поучительный китайский рисунок, на котором изображен богатый человек, несущий свое имущество в

огромном мешке. Этот мешок так велик, что человек не видит,

откуда он пришел и куда идет. Радуясь тому, что накопил столько ценных вещей, человек не видит, что вот-вот сорвется в зияющую у его ног пропасть.

Богатый располагает собственностью весьма непостоянной и хрупкой природы. Гордый и эгоистичный человек обладает субъективным эквивалентом физического богатства. Он сгибается под тяжестью своей собственной важности. Все, что у нас есть, даже если речь идет о высокой самооценке, препятствует духовному развитию. Самая тягчайшая из всех обуз - духовная гордость. Человек может отдать все, что у него есть, но все равно ему понадобятся годы упорных занятий, чтобы освободиться от тщеславия и высокомерности.

Мудрец, живущий в физическом мире, не стремится накопить богатство. Он желает пребывать в покое и безопасности, предпочитая имуществу удовлетворенность. По аналогии с этим искренний ученик стремится не возвеличить свое эго, а открыть в себе источник внутренней благодати, которую не купишь ни за какие деньги. Он не желает быть значительнее, чем другие люди. Ведь он постиг, что значительность относительна и иллюзорна. Поэтому ученик прежде всего ищет Закон и его проявления, черпая из него сокровища мудрости.

Не разочаровывайся, если в начале философской жизни ты столкнешься с трудностями. Одним из недостатков западного образа жизни

являются всевозможные отвлечения. Искателя Истины со всех сторон осаждают соблазны, которые уводят его от духовных идеалов. Подобные неожиданные отвлечения даются для испытания его целеустремленности. Они являются внешними помехами и будут давать о себе знать до тех пор, пока внутренний мир человека не достигнет гармонии с внешним. Между тем, когда духовная практика приближает человека к его внутреннему миру и отдаляет его от соблазнов внешнего, подобные отвлечения больше не оказывают на него никакого влияния.

Тибетских монахов учат медитировать вблизи больших бьющих колоколов. Со временем у них вырабатывается такая непривязанность к внешнему миру, что они могут пребывать в глубокой медитации, невзирая на звук. Преодоление отвлекающих жизненных обстоятельств является неотъемлемой частью метафизического совершенствования. Они требуют сосредоточенности, которая развивает силу воли ученика. По этой причине не рекомендуется переселяться в безлюдные места или уходить от мира. Подобные действия ослабляют