Мэнли П. Холл

Самораскрытие посредством упражнений

метафизикой и теологией сводится прежде всего к основополагающим установкам. Так, мудрейший и добродетельнейший из римских императоров Юлиан Отступник провозгласил, что только самые благородные и образованные люди достойны быть причастными к религии. Платон учил, что чистота намерений и самоограничение являются первыми заповедями философской жизни. После того как Нерон убил свою мать, он боялся вступить в Храм Таинств, хотя почитался верховным жрецом Рима.

Древние правила и заповеди, которыми руководствовались Платон, Пифагор и Аристотель, не были потеряны. Однако в течение столетий их не принимали во внимание западные мыслители, делая основной упор на объективные жизненные ценности. Между тем буддистские монахи Китая, Таиланда и Бирмы, а также жрецы-брахманы в Индии по-прежнему знают древние принципы и руководствуются ими в своей жизни. Как ни странно, эти принципы очень просты. Трудности возникают лишь с их применением.

Цель тайных учений в том, чтобы пробудить и проявить духовные ценности человека. Великие посвященные древнего мира своей жизнью подтвердили эффективность традиционных систем метафизических упражнений. Однако мы не живем сегодня в мире Платона и Аристотеля. Наше общество введено в заблуждение мнимыми социальными перспективами. Современная экономика и технологизация сильно изменили души людей. Поэтому древние упражнения, если им суждено сыграть важную роль в нашем развитии, должны быть адаптированы к нуждам сегодняшней жизни.

В настоящее время уже сделано много, чтобы приспособить старые метафизические упражнения к темпу жизни и способу мышления наших современников. Однако чаще всего такие попытки терпят неудачу. Неудача, как правило, объясняется неоправданным оптимизмом со стороны наставников и их последователей. Восточные учителя, которые приходят на Запад, обычно полагают, что их слушатели уже значительно преуспели в самосовершенствовании, тогда как на самом деле их типичный ученик представляет собой заурядного человека. Самые существенные затруднения возникают при выработке программы, которая будет понятной для многих и не введет никого в заблуждение. Автор глубоко убежден, что знакомство с этой книгой не повлечет за собой никаких осложнений в жизни читателя, и в то же время читателем будет сделан шаг в направлении более глубокого понимания древних учений о Тайне.

Практикуя метафизические упражнения, человек не станет нечувствительным в отношении переживаний, с которыми он сталкивается в своем повседневном существовании. Метафизика не может оказать влияние на законы кармы и перевоплощения, однако она помогает ученику понять смысл этих законов и осознать их действие в его жизни. Закон причины и следствия невозможно нарушить. Метафизика вдохновит вас на правильные поступки и даст терпение, необходимое для преодоления последствий неблагоприятных действий в прошлом. Метафизика не устраняет препятствий, страдания, бедности и обязанностей, а дает понимание, которое помогает взглянуть в лицо этим напастям, не теряя надежды, целостности и глубокой убежденности. Метафизика укрепляет характер и дает возможность чувствовать себя хозяином любого положения - смело взглянуть в лицо обстоятельствам и рассудительно поступить в сложившейся ситуации.

Закон кармы, или причины и следствия, в приложении к действиям человека есть альфа и омега всех метафизических упражнений. Благодаря целенаправленным занятиям ученик улучшает свою жизнь, и поэтому не будет ничего удивительного, если с началом практики судьба станет благоприятствовать ему. Все причины влекут за собой соответствующие следствия. Если благодаря философии и постижению в непосредственном окружении человека воцарился порядок, тем самым достигается не только большая безопасность в текущей жизни, но и лучшее будущее в жизнях последующих.

В древности желающие посвятить свою жизнь изучению священных наук путешествовали в дальние страны для того, чтобы обучаться у великих просветленных наставников. Пифагор беседовал со своими последователями, сидя за ширмой, и лишь после многих лет ученичества им разрешалось увидеть его лицо. Пифагорейские методы обучения типичны для традиционных систем совершенствования. Кандидат в последователи его школы приносил рекомендацию от самых влиятельных граждан общества, в которой говорилось о его поведении и характере. Кроме того, кандидат должен был обладать глубокими познаниями в математике, астрономии и музыке - в противном случае его заявление не рассматривалось. Пифагор определял с помощью метафизических принципов, какие упражнения больше всего