Мэнли П. Холл

Самораскрытие посредством упражнений

подходят его новому ученику. Ученику предписывалось выполнять то или иное упражнение в течение определенного времени - самым большим сроком могло быть двадцать лет. Под личным контролем наставника и его продвинутых учеников начинающий совершенствовался медленно, но он был защищен от всех опасностей, которые могут возникнуть вследствие неправильной интерпретации метафизических истин несведущими.

Со времен сожжения Пифагорейского института в Кротоне истекло почти двадцать пять столетий. Одна за другой канули в Лету все древние школы таинств. Современным искателям Истины не приходится больше добиваться разрешения стать учениками, смиренно ожидая у ворот храма. В наши дни искатель должен сам наставлять себя. Аполлоний Тианский, который жил через многие века после Пифагора, следовал всем пифагорейским заповедям и даже давал обет молчания в течение пяти лет. Он пошел на все эти самоограничения добровольно, ведь он знал, что это необходимо ему для духовного развития. Современный искатель должен относиться к своему совершенствованию точно так же. Эволюция наделила каждого человека способностью анализировать и оценивать свой собственный характер. В настоящее время жрецам не нужно рассказывать людям в чем суть проявления добра и зла. Ныне каждый человек сам себе высший жрец и наставник в метафизической жизни. Если вы поняли это, ваша собственная целостность должна вдохновить вас стать на стезю ученичества.

Восток и Запад

Среди моих друзей есть обаятельный джентльмен англо-саксонского происхождения. Его предки, скорее всего, сражались на поле битвы близ Хастингса, однако этот человек выглядит и мыслит как китаец. В настоящее время это пожилой мужчина с косыми восточными глазами и тонкими белесыми усами в конфуцианском стиле. Всю свою жизнь он посвятил изучению китайского языка, и вот теперь китайские ученые то и дело обращаются к нему, чтобы он объяснил им ту или иную тонкость их собственного языка. Этот добродушный образованный человек является географическим самородком. С точки зрения учения о перевоплощениях его теперешняя жизнь, возможно, представляет собой первое воплощение в теле западного человека.

Биографы Ральфа Уальдо Эмерсона называли его брахманом из

Новой Англии. Его библиотека включала в себя почти всю

восточную классику, а его отношение к философии было индуистским.

Это, конечно, очень яркие примеры, однако почти каждый из нас в предыдущей жизни был представителем другой расы или народа. Если присмотреться к окружающим людям и понаблюдать за их привычками, можно увидеть, как закон перевоплощения роднит жителей самых удаленных уголков нашей планеты.

Поскольку у каждого из нас свое духовное основание, поскольку перевоплощения провели каждого из нас по неповторимому пути эволюции, и поскольку карма воздает каждому из нас по-своему, то все мы учимся, развиваемся и совершенствуемся по-разному. Философия во многом сводится к интерпретации, а интерпретация зависит от точки зрения. Вот почему, если люди с различным духовным опытом пытаются интерпретировать одну метафизическую идею, они неизбежно приходят к разным выводам.

Каждый ученик должен интерпретировать метафизику в соответствии со своим характером и своими нуждами. Как сказал Св. Павел, пища одного человека для другого может оказаться ядом. Подобное расхождение в характерах людей требует, чтобы каждый метод метафизического совершенствования тщательно пересматривался в соответствии с темпераментом ученика. Между тем ни один метод невозможно приспособить к нуждам человека, если человек сам не изучит свои потребности и реакции на различного рода знания. Вот почему в этой книге не предлагаются метафизические упражнения, которые могут разочаровать человека или оказать иное отрицательное влияние.

Метафизика разделена на две великие ветви - восточную и западную. Западная ветвь берет свое начало в Египте и Халдее, тогда как восточная уходит своими корнями в доведические культы, существовавшие по обе стороны Гималаев.

Западная школа развивалась в объективном направлении и нашла свое выражение в философии величайшего древнегреческого метафизика Платона. Восточная школа, ориентированная на субъективный мир человека, достигла высшей точки своего развития в учении Гаутамы Будды.

В своей психологической ориентации западный мир по существу объективен. Человек Запада верит в то, что видит. Он ценит материальные вещи и физическую жизнь, стремится к обладанию и власти. Современная индустрия, начисто лишенная идеализма и нацеленная на неуклонное повышение эффективности, является закономерным