Мэнли П. Холл

Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

пыткам и, наконец, убит! -М.П.Х.). И жрецы этих ритуалов, которые назывались царями обрядов, придавали особую странность трагическому событию, запрещая подавать к столу петрушку с корнями, потому что полагали, что она произросла из крови Корибантов; точно так же женщины, празднующие Фесмофорий, не ели гранаты, потому что, если они падали на землю, то могли рассматриваться как капли крови Диониса, Этих Корибантов также называли Кабирами, и сами церемонии назывались Кабирскими Мистериями.

    Кабирские Мистерии разделялись на три части, в первой из которых праздновалась смерть Кашмала от руки его трех братьев; вторая - обнаружение его изуродованного тела, части которого нужно было найти и собрать вместе, и третья, сопровождаемая всеобщей радостью и счастьем, - его воскрешение и, как следствие, спасение мира. Храм Кабиров в Самофракии вмещал в себя большое число любопытных божеств, многие из которых из-за их неправильных форм принимались за стихии Природы, возможно, за Вакхических Титанов. Дети принимали участие в Кабирских Мистериях с такой же серьезностью, как и взрослые, а преступники, сумевшие добраться до места священнодействия, освобождались от преследования. Самофракийские ритуалы частично были связаны с навигацией; Диоскуры - Кастор и Поллуке, боги навигации, были среди тех божеств, которым поклонялись в Мистериях. Экспедиция аргонавтов, послушавшись совета Орфея, остановилась на острове Самофракия для того, чтобы члены экспедиции были инициированы в Мистерии.

    Геродот пишет, что, когда Камбис вошел в храм Кабиров, он не мог удержаться от веселья. Перед ним была фигура мужчины, стоявшая нормально, и фигура женщины напротив него, но стоявшая на голове. Если бы Камбис был знаком с принципами божественной астрономии, он тогда бы понял, что перед ним ключ к универсальному равновесию. Я спрашиваю, - говорил Вольтер, - кто были эти жрецы, эти священные масоны, которые праздновали древние Мистерии Самофракии, и откуда пришли они и их боги Кабиры? (см. Энциклопедию масонства Макки). Клемент говорил о Мистериях Кабиров как о священной мистерии убийства брата его братьями, и что кабирская смерть была одним из секретных символов античности. Таким образом, аллегория Себяубийства не-собой проходит через религиозный мистицизм всех народов. Философская смерть и философское воскрешение есть Малая и Великая Мистерии.

    Любопытным аспектом мифа об умирающем боге является Висельник. Наиболее важным примером этой концепции могут служить ритуалы Одина, где Один вешается на девять суток на ветке Мирового Дерева и пронзает себя в бок священным копьем. В результате этой великой жертвы Один, подвешенный над глубинами Нифл-хейма, открыл через медитацию руны или алфавит, посредством которого летописи его народа были сохранены. Имея в виду его замечательный опыт, Один иногда показывается сидящим на виселице-дереве. Это божество стало патроном всех тех, кто угодил в петлю. Эзотерически Висельник есть человеческий дух, висящий на идущей с неба единственной нити. Мудрость, а не смерть является вознаграждением за добровольную жертву, при которой человеческая душа, подвешенная в мире иллюзии и размышляющая о своей нереальности, вознаграждается достижением самореализации.

    Из рассмотрения всех этих древних секретных ритуалов становится очевидным, что мистерия умирающего бога была универсальной для просвещенных и почитаемых приверженцев священного учения. Эта мистерия продолжилась в христианстве в распятии и смерти Богочеловека - Иисуса Христа. Важность этой мировой трагедии и ее действующее лицо - Универсальный Мученик - должны быть открыты заново, если христианство хочет достичь высот, которых достигло оно в дни своего философского господства. Миф об умирающем боге является ключом к универсальному и индивидуальному искуплению и возрождению, и те, кто не понимает истинной природы этой высшей аллегории, не могут считать себя ни мудрыми, ни религиозными людьми.

    Гром прокатился по небу, сверкнула молния, темнота храма была расколота сверху донизу. Почтенный инициатор, облаченный в голубые и золотые одежды, поднял инкрустированную палочку и показал во тьму меж раздвинутых шелковых занавесей: Зри Свет Египта! Кандидат в простой белой одежде смотрел в черноту, обрамленную двумя колоннами, увенчанными изображениями лотоса, между которыми был натянут занавес. Постепенно повсюду распространялось свечение, и вот уже воздух представляет собой массу светящихся частиц. Лицо неофита было освещено мягким сиянием в то время, как он следил сквозь мерцающее облако