Мэнли П. Холл

Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

родился, не проходя ворот смерти.

    Бессмертное творение Р. Вагнера Кольцо нибелунга основано на ри- туалах Мистерии культа Одина. Хотя композитор вольно обошелся с исходной историей, цикл опер Кольца, считающийся самой большой музыкальной драмой в мире, ухватил и сохранил мощь оригинальных сказаний. Начиная с Золота Рейна, действие продолжается в Валькирии и Зигфриде, достигая кульминации в Сумерках богов.

ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ И СЕКРЕТНЫЕ ОБЩЕСТВА 3.

Элевсинские мистерии. - Малые ритуалы. - Великие ритуалы. - Орфические Мистерии. - Вакхические Мистерии. - Дионисийские Мистерии.

    Наиболее знаменитыми из всех древних Мистерий были Элевсинские Мистерии, празднование которых проводилось каждые пять лет в городе Элевсине в честь Цереры (Деметра, Рея или Исида) и ее дочери Персефоны. Празднества были знамениты по всей Греции за красоту философских концепций и высокие моральные стандарты, демонстрируемые в повседневной жизни посвященными в Мистерии. Благодаря своим достоинствам Мистерии распространились в Риме и Британии, и более поздние инициации в Мистерии проводились как раз в этих странах. Элевсинские Мистерии были основаны, по общему убеждению, Эвмолпом около 1400 г. до Р. X., и через платоновскую философию эти принципы дошли до наших дней.

    Ритуалы Элевсинских Мистерий, с их мистической интерпретацией наиболее сокровенных тайн Природы, затмили и постепенно поглотили мелкие школы, вобрав в себя все заслуживающее в них внимания. Гекеторн видел в Мистериях Цереры и Вакха видоизменение культа Исиды и Осириса, и есть все причины верить в то, что все так называемые секретные школы древности берут начало от одного философского ствола, корни которого на небе, а ветви на земле. Это дерево, подобно духу человека, невидимо, но является вездесущей причиной видимой оболочки, через которую она находит свое выражение.

ЦЕРЕМОНИЯ ИНИЦИАЦИИ В ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ     Мистерии являлись проводниками философского света, и их основатели, обладающие интеллектуальным и духовным знанием, были превосходным плодом этой традиции, показывая материальному миру источник Света и Истины.

    Элевсинские Мистерии разделялись на так называемые Малые и Великие. Согласно Джеймсу Гарднеру, Малые Мистерии праздновались весной (вероятно, во время весеннего равноденствия) в городе Агре. Великие Мистерии праздновались осенью, опять-таки в период равноденствия в Элевсине (Афины). Первые проходили ежегодно, а вторые раз в пять лет. Ритуалы Мистерий были весьма сложными и требовали знания греческой мифологии, интерпретируемой участниками Мистерий в особом ключе.

    Малые Мистерии были посвящены Персефоне. В книге Томаса Тэйлора Элевсинские и Вакхические Мистерии их цель формулируется так: Малые Мистерии были устроены древними теологами для придания оккультного смысла неочищенным душам, помещенным в земное тело, погруженное в материальную и физическую природу.

    В Малых Мистериях используется миф о похищении Персефоны, дочери Цереры, Плутоном, богом подземного царства Гадеса. Когда Персефона собирала прекрасные цветы на лугу, внезапно разверзлась земля, и мрачный бог смерти на роскошной колеснице возник из мрачных глубин, схватил Персефону и унес кричащую и сопротивляющуюся богиню в свой подземный дворец, где заставил ее быть своей царицей.

    Вряд ли все участники Мистерий понимали полностью значение этой аллегории, большинство полагало, что она относится к смене сезонов, Трудно получить удовлетворительно правдоподобную информацию относительно Мистерий, поскольку их участники были связаны клятвой никогда не разглашать сведений о них профанам. Перед началом инициации новичка ставили на шкуру животного, принесенного в жертву, и он клялся, что только смерть разомкнет его уста и что он никогда не раскроет тайн, которые ему будут сообщены. Хотя через косвенные источники некоторые сведения об этих тайнах все же были известны неофитам, им преподносилось примерно такое учение:

    Душа человека, часто называемая Психеей, в Элевсинских Мистериях символизируемая Персефоной, принадлежит высшим мирам, где она, освобожденная от материальных уз, по-настоящему жива и может быть сама собой. Физическая природа человека, согласно этой доктрине, есть могила, ложное и временное вместилище, источник всех бед и страданий. Платон считал тело гробницей души, и при этом он подразумевал не только человеческую форму, но и ее природу.

    Мрачный характер Малых Мистерий символизировал невозможность душе выразить себя, ее агонию из-за человеческой ограниченности и иллюзорности человеческого