Мэнли П. Холл

Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

Митра при подобном анализе дает то же самое число. Василид учил, что Вселенная разделена на 365 эонов, или духовных циклов, и что их сумма является Верховным Отцом, которому он дал каббалистическое имя Абраксас, что означает числовой символ Его божественной силы, атрибутов и эманации. Абраксас обычно изображается как составное существо: с человеческим телом, головой петуха, и каждая из его ног оканчивается змеей. К.У. Кинг в своей книге Гностики и их наследие дает следующее краткое описание гностической философии Василида, цитируя раннего христианского епископа и мученика св. Ирения: Он утверждал, что Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос - Слово; это Фронезис - Разум; от Фронезиса произошли София - Мудрость и Динамис - Сила.

    Описывая Абраксаса, К.У. Кинг говорит: Беллерман рассматривает сложный образ, нареченный именем Абраксас, как божество из гностического пантеона, представляющее Верховное Существо с Пятью Эманациями, отмеченными подходящими символами. Из человеческого тела, обычной формы божества, вырастают две опоры - Нус и Логос, символизируемые змеями, что означает внутреннее чувство и быстрое понимание. Именно на этом основании греки сделали змею атрибутом Паллады. Его голова петуха, то есть птицы, олицетворяющей предвидение и бдительность, представляет Фронезис. Его две руки держат символы Софии и Динамиса - броню Мудрости и метлу Власти.

    Гностики разделились в своих мнениях относительно Демиурга, творца низших миров. Демиург устроил земную вселенную с помощью шести сыновей, или эманации (возможно, планетарных ангелов), которых Он произвел из Себя и внутри Себя. Как уже говорилось, Демиург отделился от низшей субстанции, называемой плеромой. Одна группа гностиков считала, что Демиург был ответственен за все зло и был дьявольским созданием, построившим свой низший мир, отделив при этом души людей от истины и заточив их в смертные оболочки. Другая секта рассматривала Демиурга как божественно инспирированного и выполняющего волю невидимого Повелителя. Некоторые гностики полагали, что еврейский Бог Иегова был Демиургом. Эта концепция, правда под другим названием, повлияла на средневековых Розенкрейцеров, которые рассматривали Иегову как Повелителя материальной вселенной, а не как Верховное Божество. Мифология полна историй о богах имеющих ту или другую природу. Один, скандинавский бог, может служить примером смертного божества, склоняющегося перед законами Природы и все же являющегося, по крайней мере в некотором смысле, Верховным Божеством.

    Достойны рассмотрения воззрения гностиков относительно Христа. Этот Орден претендовал на то, что он единственный имеет подлинный портрет Священного Сирийца. А другие изображения были, по всей вероятности, идеалистическими концепциями Спасителя, основанными на скульптурах и изображениях языческого Бога Солнца.

    Для гностиков Христос был персонификацией Нуса, Божественного Ума, эманацией высших духовных Эонов. Нус вошел в тело Христа при крещении и оставил его при распятии, Гностики заявляли, что Христос не был распят, поскольку Божественный Нус не может умереть, но что Симон Киренаик предложил свою жизнь, и Нус через свою силу придал Симону сходство с Христом. Ирений относительно космической жертвы Христа утверждает следующее:

    Когда несотворенный и непоименованный Отец увидел падение человечества, Он послал Своего первенца Нуса в мир в форме Христа для искупления всех тех, кто верил в Него, для освобождения сил, которые сотворили мир (Демиург и шесть его сыновей, планетарных творцов). Он появился среди людей как Иисус и творил чудеса (см. Гностики и их наследие К.У. Кинга).

    Гностики делили человечество на три части: дикарей, которые боготворили только видимую Природу; тех, кто, подобно евреям, боготворил Демиурга; и, наконец, самих себя или тех, кто исповедовал сходные культы, включая некоторые христианские секты, кто боготворил Нуса (Христа) и истинный духовный свет от высших Эонов.

    После смерти Василида ведущей фигурой гностического движения стал Валентин. Он еще больше усложнил систему гностической философии, добавив бесконечное количество деталей. Он увеличил число эманации от Великого (Бездна) до пятнадцати пар, а также сделал упор на Непорочную Софию, или Мудрость. В Книге Спасителя, части которой известны под названием Пистис София, можно найти много материала относительно этой странной доктрины эонов и их странных обитателей. Джеймс Фримен Кларк говорит о доктрине гностиков так: Эти доктрины, которые кажутся нам странными,