Мэнли П. Холл

Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

 

1. ВВЕДЕНИЕ 2. ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ И СЕКРЕТНЫЕ ОБЩЕСТВА, повлиявшие на современный масонский символизм.

Древние системы образования. - Цельс по поводу христиан. - Необходимое для праведной жизни знание. - Мистерии Друидов в Британии и Галлии. - Культ Митры. - Сравнение Мистерий христианских и митраистских. 3. ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ И СЕКРЕТНЫЕ ОБЩЕСТВА 2.

Гностические Мистерии. - Симон-чудотворец и Василид. - Абраксас, гностическая концепция Божества. - Мистерии Сераписа. - Символизм лабиринта. - Мистерии Одина, или готические Мистерии. 4. ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ И СЕКРЕТНЫЕ ОБЩЕСТВА 3.

Элевсинские мистерии. - Малые ритуалы. - Великие ритуалы. - Орфические Мистерии. - Вакхические Мистерии. - Дионисийские Мистерии. 5. АТЛАНТИДА И БОГИ АНТИЧНОСТИ

Атлантида Платона в свете современной науки. - Миф об умирающем Боге. - Ритуалы Таммуза и Иштар.- Мистерии Атиса и Адониса. - Ритуалы Сабазия. - Кабирские Мистерии Самофракии. 6. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ТОТА ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА

Предположения о личности Трисмегиста. - Искаженные герметические фрагменты. - Книга Тота. - Видения Гермеса. - Мистерия универсального разума. - Семь правителей мира.   Введение

Философия есть наука о природе ценностей. Главенство одного вещества или субстанции над другими определяется философией. Приписывая важность тому, что остается по устранению всего второстепенного, философия становится истинным показателем значимости в сфере спекулятивной мысли. Априорная миссия философии состоит в установлении соотношения проявления вещей и их невидимой причины или природы.

Религии мира      Философия, - пишет сэр Уильям Гамильтон, - определялась различными людьми по-разному: Цицероном -как наука о вещах божественных и человеческих и об их причинах; Гоббсом - как наука о действиях причин; Лейбницем - как наука о достаточном основании; Вольфом - как наука о вещах возможных, ввиду того, что они возможны; Декартом - как наука о вещах, выводимых из первых принципов; Кондильяком - как наука о вещах, чувственных и абстрактных; Тенеманном - как наука о применении причин к допустимым вещам; Кантом - как наука об отношении всего познания к необходимым целям человеческого разума; Крюгом - как наука об исходной форме эго или умственного я; Фихте - как наука наук; Шеллингом - как наука об абсолютном; Гегелем - как наука, абсолютно безразличная к идеальному и реальному, или тождество тождества и нетождества (см, Лекции по метафизике и логике).

     Шесть традиционных философских дисциплин таковы: метафизика, имеющая дело с такими абстрактными предметами, как космология, теология и природа вещей; логика, имеющая дело с законами человеческой мысли, или, как часто ее называют, учение об ошибках; этика - наука о морали, индивидуальной ответственности, или учение о природе добра; психология - наука, посвященная исследованию и классификации тех феноменов, которые имеют умственное происхождение; эпистемология -наука, имеющая дело главным образом с природой самого познания и вопросами о том, может ли оно существовать в абсолютной форме; и эстетика - наука о природе и осознании прекрасного, гармонии, изящества и благородства.

     Платон рассматривал философию как величайшее благо, ниспосланное Божеством человеку. В двадцатом веке, однако, она стала тяжеловесной и запутанной структурой произвольных и несогласованных понятий, каждое из которых, тем не менее, поддерживается неоспоримой логикой. Возвышенные теоремы старой Академии, которые Ямвлих уподобил нектару и амброзии богов, - были столь искажены мнением, которое Гераклит считал болезнью ума, что божественный луг вряд ли мог быть распознан великим неоплатоником. Поверхностность современной науки и философии проявляется в их постепенном движении к материализму. Когда Наполеон спросил великого французского астронома Лапласа, почему тот не упомянул Бога в своем трактате о небесной механике, математик наивно ответил: Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе!.

     В своем трактате Об атеизме Фрэнсис Бэкон выразительно резюмирует ситуацию таким образом: Мелкая философия сподвигает ум человеческий к атеизму, а глубокая философия приводит его к религии. Аристотель открывает свою Метафизику такими словами: Все люди естественно хотят познавать. Чтобы удовлетворить эту общую потребность, раскованный человеческий интеллект исследует крайние пределы воображаемого пространства и воображаемого я в поисках отношений между единым и множественным, причиной и следствием, Природой и ее основаниями, разумом и его источником, духом и его субстанцией, иллюзией и реальностью.