А. Безант

Мыслеформы (совместно с Ч. Ледбитером)

в его почерке. Другие

возможности вариаций вводятся типом инструмента, на котором

исполняется музыка, а также достоинствами исполнителя. Та же самая

пьеса, если исполняется точно, будет всегда создавать ту же форму, но

эта форма будет необычайно больше при исполнении церковным органом или

военным оркестром, чем когда она исполняется на пианино, и не только

размер, но и текстура результирующей формы может значительно

отличаться. Также будет аналогичная разница в плотности между

результатом исполнения того же отрывка на скрипке и флейте. Опять же,

качество исполнения вносит свой эффект, и есть удивительная разница

между лучистой красотой формы, созданной работой настоящего артиста,

совершенного в исполнении и выражении, по сравнению со скучной и

невыразительно выглядящей формой, выражающей попытки деревянного и

механического музыканта. Всякая неаккуратность в передаче,

естественно, оставляет соответствующий дефект в форме, так что точный

характер исполнения показывает себя ясновидящему зрителю так же ясно,

как и слушателю.

Очевидно, что если бы позволяло время и возможности, сотни томов могли

бы быть наполнены рисунками форм, построенных различными музыкальными

произведениями при различных условиях, так что самое большее, что

может быть сделано в разумных пределах — это дать несколько примеров

ведущих типов. Для целей этой книги было решено ограничиться тремя,

взяв типы музыки, представляющие собой легко различимый контраст, и в

целях простоты сравнения представить их всех, как они появлялись при

исполнении на том же инструменте — превосходном церковном органе.* На

каждой из наших иллюстраций церковь показывает, насколько возвышается

мыслеформа в воздухе над ней; и следует помнить, что хотя эти рисунки

очень разных масштабов, церковь — одна и та же во всех трёх случаях,

следовательно относительный размер звуковой формы может быть легко

вычислен. Действительная высота башни церкви чуть меньше 30 метров,

из чего видно, что звуковая форма, создаваемая мощным органом, огромна

в размерах.

___________

* Были исполнены следующие произведения: №9 из "Песен без слов" Мендельсона,

"Хор солдат" из "Фауста" Гуно, и увертюра к "Майстерзингерам" Вагнера.

Такие формы остаются в виде цельных сооружений некоторое определённое

время — по меньшей мере час или два, и всё это время они излучают

свои характерные вибрации во всех направлениях, так же, как и наши

мыслеформы; и если музыка хорошая, действие этих вибраций не может

быть иным, чем возвышающим, для любого человека, на чьи проводники они

влияют. Таким образом, общество в большом долгу благодарности перед

музыкантом, который распространяет такие здоровые влияния, поскольку

он воздействует на добрые сотни тех, кого он никогда и не видел, и

никогда не узнает на физическом плане.

M

Мендельсон. — Первая из таких форм, сравнительно маленькая и

простая, изображена на иллюстрации M. Можно видеть, что здесь мы имеем

очертания, приблизительно напоминающие воздушный шар, контур которого

покрыт зубцами из двойной фиолетовой линии. Внутри него располагаются

по-разному окрашенные линии, движущиеся почти параллельно этому

контуру; и другое в чём-то похожее расположение как-бы пересекает и

взаимопроникает первое. Оба этих набора линий, очевидно, начинаются от

органа внутри церкви и в своём движении последовательно проходят вверх

сквозь крышу — ясно, что физическая материя не представляет

никакого препятствия их формированию. В полом центре формы плавает

несколько маленьких полумесяцев, расположенных, как видно, четырьмя

вертикальными линиями.

Давайте теперь попробуем дать некоторый ключ к значению всего этого и

объяснить в общих чертах, как это вызывается к существованию. Надо

помнить, что эта простая мелодия была сыграна один раз, и

следовательно, мы можем проанализировать эту форму способом, который

представился бы совершенно невозможным на большем и более сложном

примере. Уже даже в этом случае мы не можем дать всех деталей, как

сейчас будет видно. Пренебрегая на время зубчатой границей, мы

перейдём к расположению четырёх линий разных цветов, бегущих в

одинаковом направлении, внешняя из которых голубая, и остальные

малиновая, жёлтая и зелёная соответственно. Эти линии чрезвычайно

неровны и изогнуты; в действительности, каждая из них состоит из

большого числа коротких линий, на разных уровнях соединённых между

собой перпендикулярно. Похоже, что каждая из этих коротких линий

представляет музыкальную ноту, и что нерегулярность их расположения

показывает