А. Безант

Мыслеформы (совместно с Ч. Ледбитером)

даваемого знанием, и фундаментальных изменений в

человеческом отношении, произошедших в результате ясного понимания

великих законов природы, управляющих нашей жизнью. Крайне различные во

всех отношениях по цвету, форме и значению, эти две мыслеформы были

увидены одновременно, и они представляют две точки зрения в отношении

того же случая. Они наблюдались на похоронах и показывают чувства,

вызванные в умах двух участников похоронной процессии размышлением о

смерти. Обоих связывали с умершим одинаковые отношения, но в то время

как один пребывал в невежестве относительно сверхфизической жизни,

другой располагал преимуществами теософии. В мыслях первого мы не

видим выражения чего-либо, кроме глубокой депрессии, страха и

эгоизма. Тот факт, что смерть придвинулась так близко, ясно вызвал в

его уме мысль, что в один прекрасный день она может также прийти и к

нему, и предвосхищение этого для него ужасно; но поскольку он не

знает, что же представляет собой то, чего он так боится, облака, в

которых проявлено его чувство, весьма неопределённы. Единственные его

определённые ощущения — это отчаяние и чувство личной утраты, они

показывают себя как регулярные полосы коричнево-серого и

свинцово-серого, в то время как очень любопытный вырост в нижнюю

сторону, на самом деле спускающийся в могилу и облекающий гроб —

выражение сильного эгоистичного желания вернуть умершего в

физическую жизнь.

Весьма освежающим будет переход от этой мрачной картины к на удивление

отличному эффекту, произведённому теми же обстоятельствами в уме

человека, понимающего суть произошедшего. Можно заметить, что у этих

двоих вообще не было ни одной общей эмоции; в предыдущем случае всё было

ужасом и унынием, в то время как в этом случае мы не находим ничего,

кроме самых высоких и прекрасных чувств. В основании мыслеформы

обнаруживаем полное выражение глубокого сочувствия; светло-зелёный

показывает понимание страданий участников похорон и соболезнование им,

а полоса более глубокого зелёного показывает отношение к самому

умершему. Глубокий розовый показывает любовь и к умершему, и к

живущим, в то время как верхняя часть, состоящая из конуса и звёзд,

поднимающихся из него, свидетельствует о чувстве, возникшем при

размышлении о предмете смерти — голубой выражает её религиозный

аспект, в то время как фиолетовый показывает мысль о благородном

идеале и способности ему соответствовать, а золотые звёзды отражают

духовные стремления, которые эти размышления вызывают. Полоса ясного

жёлтого, которая видна в центре этой мыслеформы, весьма значима как

показывающая, что всё отношение человека к ситуации основанно на её

интеллектуальном восприятии. На это также указывает регулярность расположения

цветов и определённость линий разделения между ними.

Сравнение двух иллюстраций, показанных на этом рисунке — это конечно

очень впечатляющее свидетельство ценности знания, даваемого

теософическим учением. Несомненно это знание избавляет от всякого

страха смерти и делает жизнь легче, поскольку мы понимаем её цель и её

конец и осознаём, что смерть — это совершенно естественный инцидент в

её течении, необходимый шаг в нашей эволюции. Нет мрачной

непроницаемой пропасти за могилой, но вместо этого там мир жизни и

света, который может быть известен нам так же ясно, полно и точно,

как этот физический мир, в котором мы живём сейчас. Мы создали мрак и

ужас для себя, подобно детям, запугивающим себя страшными историями, но

стоит нам лишь изучить эти факты, и все эти искусственные облака

рассеются в момент. У нас злое наследство, связанное с этим, так как

мы унаследовали все виды похоронных ужасов от наших праотцов, и

поскольку мы к ним привыкли, то не видим их абсурдности и

чудовищности. Древние были в этом отношении мудрее нас, поскольку

они не ассоциировали со смертью тела всю эту фантасмагорию мрака —

отчасти наверно потому, что их метод избавляться от тела был более

рационален — метод, который не только бесконечно лучше для мертвеца и

более здоров для живущих, но также и свободный от отвратительных

предположений, связанных с медленным угасанием. Они знали гораздо

больше о смерти в те дни, а поскольку знали больше, то меньше оплакивали.

Рис. 35

Встречая друга. Рис. 35 даёт нам пример хорошей, ясно

очерченной и выразительной мыслеформы, где каждый цвет хорошо отделён

от других. Она представляет чувство человека при встрече с другом, с

которым он был долго разлучён. Выпуклая поверхность полумесяца

находится ближе к думающему, а два его конца