В.А.Чернобородов

Существуют вопреки логике

будущего?

Представляется, что это должна быть система универсальных многоразовых

высокоскоростных (со значением удельного импульса до 300 000 км/с) кораблей с

самыми разнообразными значениями грузоподъемности (от 30 до 300 и выше тонн),

способных взлететь с неподготовленной площадки (без отчуждаемых площадей),

осуществлять полеты в атмосфере, в ближнем, дальнем и желательно сверхдальнем

Космосе, при этом не оказывая вредного воздействия на окружающую среду.

Разработки последних лет указывают на то, что данные требования (пусть даже

завышенные на первый взгляд) вполне могут быть выполнены, например с помощью

принципиально новых типов летательных аппаратов (ЛА), имеющих в качестве

двигательной установки (ДУ) электромагнитные полевые двигательные системы

(ЭПДС).

Идея путешествия в космосе с помощью электромагнитных движителей не нова. Ф.

Цандер еще в 1910 году указал (опубликовал в 1930 г.) материал движителя

(сверхпроводники) и способ получения тяги: 'Пересекая с весьма большой скоростью

магнитный поток, можно, пропуская электрический ток через проводник и замыкая

ток в пространстве вне корабля, получить силу, действующую на проводник'.

Спустя более полувека резко возрос интерес к этому типу ДУ. В печати появились

описания проектов ЛА, создающего вокруг себя плазменное облако, сделанных

инженером Александром Ильиным (Москва). Валерий Туманов (Волгоград) и Мария

Смирнова (Ярославль) предложили для получения тяги создавать вокруг ЛА магнитные

вихриловушки. Томас Т. Браун решил превратить весь ЛА с плоским корпусом в один

большой конденсатор: согласно открытому им 'эффекту Бифельда-Брауна' заряженный

конденсатор стремится двигаться в сторону своего положительного полюса. Известны

также проекты подобных ЛА Д. Мотовилова (Пенза), Н. Абачарова (Дагестан), К.

Щукалова (Иванове), Г. Огненко (Усть-Каменогорск), М. Щербины (Сумы), В.

Докучаева, В. Балыбердина (ИПМ АН Украины), А. Злобина (ЦИАМ), С. Ратникова

(Калининград), В. Шабетника (НПО ЭМ), Д. Ньюмена (США) и других...

Главным камнем преткновения при проектировании подобных ДУ являлась слабая

теоретическая база конструкторов, как, собственно, и их оппонентов. Мнения о

степени работоспособности новых типов ЛА бывают иногда диаметрально

противоположными, буквально до доводов типа 'полетит' или 'не полетит'. Главный

аргумент противников сводится к тому, что ракеты в принципе не могут летать без

выброса в противоположную от себя сторону какой-либо массы. В электромагнитных

ДУ, как. правило, никакого расхода массы во время разгона не предусматривается,

и следовательно, нарушаются (?) законы Ньютона.

По одной из версий, в подобных ДУ должна использоваться гравитационная энергия,

разрешающая возникшие противоречия. Проекты, говорящие об этом, не замедлили

появиться: Г. Успенский (ЦНИИМаш, Калининград), В. Гатицкий (Тюмень), А. Горелый

(Волгоград), Б. Додонов (Москва), Б. Грошавень (Москва), В. Григорьев (Алтай),

В. Галаов (Балашиха), А. Щеглов, В. Овчинников (Ижевск), Д. Фронинг... Однако до

тех пор, пока не будут построены надежные способы фиксации гравитационных волн

и, как следствие, не будет получена удовлетворительная теория гравиволн, трудно

говорить о принципиальной работоспособности таких устройств.

Физик А. Мельниченко (МГУ), работавший совместно с НПО 'Энергия', для

преодоления разногласий между сторонниками и противниками полевых ДУ пытался

доказать, что в целом ряде случаев 3-й закон Ньютона не выполняется. Например, в

целом ряде случаев, когда заряженная частица искривляет свою траекторию в

магнитном поле вследствие воздействия на нее силы Лоренса - частицы

действительно получают при этом ничем не компенсируемое ускорение.

Или, может, сила, скомпенсировавшая ускорение частиц, нам пока попросту не

известна?

Кроме теоретических разработок, был сделан и целый ряд успешных

экспериментальных попыток построения лабораторных аналогов электромагнитных ДУ:

это упомянутые уже Томас Т. Браун в 1953 году; кроме него, в США подобные

эксперименты проводили фирмы 'Мартин Мариэтта' и 'Локхид' (проекты 'Авро' и

'Аврора'); В. Балыбердин в 1976 году; авторские испытания в 1988-1992 году;

Барнаульский политехнический институт в 1992 году; Андрей Мельниченко в 1993

году; готовятся аналогичные испытания у В. Шебетника, В. Чичерина и В.

Шелихова... В основном значение тяги в экспериментах фиксировалось на уровне

порядка 0,001-10 г.

Итак, был зафиксирован эффект появления не скомпенсированной