В.А.Чернобородов

Существуют вопреки логике

кратеров! Это значит, что люди строили

дороги, уже когда метеориты не задерживались разреженной атмосферой, т. е.

люди-марсиане работали в чрезвычайно разреженной атмосфере, такой, как у нас

бывает на высоте до 20-40 км. В такой атмосфере не то что работать, просто

находиться можно считанные секунды! Получается, что марсиане работали в

скафандрах с помощью роботов? Или, может быть, проще - они делали очень прочные

дороги на возвышениях, так, чтобы их не засыпало песком?

Не правда ли, в любом случае все это походит на фантастику? Хотелось бы, чтобы

теперь наши космические аппараты уточнили данные о сфинксе и городе, такая

задача ставилась в последние годы всем кораблям. Но... исчезла связь с двумя

'Фобосами', в августе 1993 года пропал на марсианской орбите без вести

американский 'Марс-Обсервер'. Странная эта планета, мы послали туда 10

космических аппаратов, ни один из них не выполнил программу до конца,

примарсианились только два (столько же у американцев), большинство вообще

исчезли в бескрайних просторах Космоса. И дело тут не в плохом качестве техники,

на Венеру, чья атмосфера гораздо более негостеприимна, летало в два раза больше

кораблей, по большей части успешно (14 сели у нас, у США - 1).

Разумеется, вряд ли вблизи Марса существует система противоракетной обороны, но

такая печальная статистика должна насторожить кого угодно. Следующая попытка

разгадать тайну Марса предстоит российскому аппарату в 1997 году. Будем считать,

что он (если прорвется сквозь 'заградительный огонь') сумеет многое прояснить,

именно поэтому не стоит пока подводить итоги с историей о марсианах.

И все же одна мысль, несмотря на эти оговорки, так и не идет из головы.

Несколько тысяч лет назад жили на красной планете люди, строили огромные

сооружения, возвели рядом с живописными Столовыми горами Кидония на прекрасной

Ацидалийской равнине большой город Кидония, а затем город погиб вместе с

планетой... Может быть, по причине искусственно вызванной экологической

катастрофы или из-за атомной бомбардировки (метеорит ли разнес на куски одну из

пирамид?), а может, гибель Марса была вызвана вполне естественными причинами,

марсиане лишь ускорили ход событий и не сумели спасти положение? В любом случае

хотелось бы знать, что стало с обитателями Кидонии? Они ушли из города как раз

тогда, когда на Земле. начала развиваться цивилизация, неужели же они все

перелетели на Землю и дали мощный толчок в развитии землян (чтобы через тысячи

лет уже здесь вновь подойти к угрозе экологической катастрофы?). Хотелось бы

верить, что все они спаслись. Но отчего же тогда так печален лик марсианского

сфинкса? И российские, и американские компьютеры заметили и выделили на правой

щеке небольшую (всего-то в 50 метров) 'точку'. Слеза! Так по ком же плачет

марсианская женщина, взгляд которой устремлен в небо?

Звездоплавание

Как быстро мы сможем побывать на других планетах и, что называется, лично

засвидетельствовать свое почтение инопланетянам?

К концу XX века в мировой космонавтике сложилась следующая ситуация:

- почти полностью исчезли прежние главные стимулы - политическое противостояние

мировых систем, гонка вооружений, престижность и романтизм первых открытий;

- новым главным критерием при выборе дальнейших путей развития являются

требования науки и экономики;

- усиливаются решительные требования общественности во главе с учеными о

пересмотре космических программ (вплоть до полного закрытия отдельных

направлений) с целью обеспечить в них гарантированную экологическую

безопасность.

Вместе с тем законное желание ученых иметь исчерпывающую информацию о планетах

нашей и других звездных систем, угроза перенаселения Земли, планы экономистов по

размещению в Космосе энергостанций, грязных и опасных производств, сырьевых баз

- все это вместе требует не только не уменьшать, но и даже значительно

увеличивать грузопоток на космических трассах.

Данное противоречие возможно разрешить только с помощью принципиально новых

способов выведения грузов на орбиту и дальнейшего полета в космическом

пространстве. В настоящее время придумано достаточно много так называемых

'неракетных' способов, но все они (космические мосты, эстакады, лифты и т. д.)

имеют много минусов: сверхвысокую стоимость сооружения, большая

продолжительность строительства на отчуждаемых площадях, немобильность и

чрезвычайно низкий к. п. д. установок...

Каким бы хотелось видеть космический транспорт ближайшего и далекого