Далай-лама

Буддизм Тибета

познающим субъектом, а относительная, или условная,

истина - это постижение таким субъектом проявлений относитель-

ной природы объекта. Так пустота и истинные пресечения суть

абсолютные истины, всё же остальное - истины условные.

Все явления тем или иным образом зависимы: они либо возни-

кают, изменяются и прекращаются в зависимости от причин, либо

находятся в зависимости от потока, либо зависят от своих сос-

тавных частей и т. д. Но к какому бы типу зависимых явлений

они ни относились, они существуют только в зависимости от дру-

гих явлений. Ни одно из явлений не может существовать само по

себе. Поэтому все они пусты, т. е. лишены самосущего бытия.

Тем не менее все деятели, действия и объекты условно истинны.

Кратко говоря, поскольку явления лишены самосущего бытия, они

изменяются, становясь то тем, то другим, а поскольку явления

существуют условно, то имеется хорошее и плохое, полезное и

вредное.

Общие основы практики буддизма

Выражение практиковать религиозное учение не обозначает чис-

то внешние изменения - жизнь в монастыре или начитывание [свя-

щенных текстов], но это не означает, что они не могут входить

в религиозную практику. В любом случае религиозной практикой

следует заниматься применительно к своему сознанию. Если зна-

ешь, как ввести учение в собственный поток, то все физические

и словесные действия чожно согласовать с практикой. Без этого,

сколько бы человек ни медитировьч, или начитывал писания, ъчи

проводил жизнь в храме, - всё это не поможет: ибо для практики

важен именно ум. Таким образом, важнее всего принять Прибежище

в Трёх Драгоценностях (Будде, Его Учении и Духовном Сообщест-

ве), учитывать связь между действиями и их следствиями, выра-

ботать в себе стремление помогать другим.

Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды

Дром увидел человека, совершавшего обход ступы. Обход стулы -

хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика еще лучше.

Человек подумал: Ну, значит надо читать свяшенные книги.

Так он и поступил, но однажды Дром увидел его за чтением и

сказал: Чтение священной книги - хорошее дело, но практика -

еще лучше.

Человек подумал: Похоже, и этого недостаточно. Теперь, ес-

ли я займусь медитацией, это уж точно будет практика.

Застав его за медитацией, Дром сказал: Медитация - хорошее

дело, но практика - еще лучше. Человек изумился и спросил:

Как же надо практиковать? И Дром ответил: Не привязывайся к

этой жизни; заставь свое сознание стать практикой.

Дром сказал так потому, что практика естъ процесс осознава-

ния.

Конкретные основы практики буддизма

В отречении от этой жизни и занятии практикой заключекы огром-

ные преимущества. В Тибете множество людей отринули этот мир и

достигли несказанного душевыого и телесного счастья. Все удо-

вольствия, которые можно получить наслаждаясь этой жизнью и

которые требуют стольких непрерывных и разнообразных усилий,

несравнимы и с крупицей этого счастья. Однако большинству лю-

дей трудно приступить к такой практике.

Какой же может быть практика большинства людей? Аморальный

образ жизни, требующий обмана, лжи и тому подобного, противо-

положен религиозной практике и несовместим с ней. Однако можно

жить в гармонии с религиозной практикой, занимаясь достойными

мирскими делами - такими, как исполнение служебных обязаннос-

тей в правительстве, содействие экономической деятельности или

совершение любых шагов, направленных на то, чтобы обеспечить

благосостояние других людей и принести им радость. Все это

следует делать, постоянно удерживая мысли на религиозной прак-

тике. Ибо сказано:

Если ты практикуешь, - освобожденье с тобою пребудет,

пусть и в миру ты живешь,

Как это было с царями, министрами в Индии или Тибете -

или с такими, как Марпа.

Если не практикуешь - причины для скверных рождений

будут с тобой, поселись хоть в пещере,

Точно сурок, впавший в спячку в норе лод землёй.

Тройственное Прибежище

Какими же методами можно добиться того, чтобы сознание стало

практикой?