Далай-лама

Буддизм Тибета

Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлять о дейс-

твиях и их следствиях. Прибежище - это Три Драгоценности: Буд-

да, Его Учение и Духовное Сообщество.

Когда живое существо очищает своё сознание от омрачений и

их скрытых потенций, оно освобождается от всех несовершенств,

являющихся препятствиями. И тогда оно одновременно и непос-

редственно познает все явления. Такое существо называют Буд-

да, он - учитель Прибежища и подобен врачу.

Драгоценность Учения - это высшие (арья) пути (главные пра-

вильные пути, которые устраняют омрачения и их скрытые потен-

ции) и их отсутствия, т. е. состояния после устранения того,

что должно быть устранено. Учение и есть подлинное Прибежище,

и оно подобно лекарству.

Драгоценность Сообщества - это все те миряне или монахи,

которые выработали высший путь в потоке своего сознания. Они -

друзья, помогающие обрести Прибежище, и подобны сиделкам.

Тройственное Прибежище, которое достигнуто и уже существует

в потоках других сознаний, - это причинное Прибежище, когда

полагаются на защитника, как слабый на более сильного. Тройс-

твенное Прибежище, которое будет достигнуто в будущем, - это

результативное Прибежише. Тому, кто полагается на Три Драго-

ценности, зная, что должен достичь их, следует самому породить

Тройственное Прибежище в потоке своего сознания.

Любое следствие, хорошее или плохое, неизбежно возникает в

зависимости от причин и условий. Следовательно, уже в настоя-

щем нужно реально обрести в потоке своего сознания причины,

родственные Драгоценности Учения, подлинному Прибежищу. Для

этого следует продвигаться путями, включающими Три Практики

(тришикша): высшую нравственносгь (адхишила), высшее медита-

тивное сосредоточение (адхисамадхи) и высшую мудрость (адхип-

раджня).

Практика высшей нравственности

Хотя практика нравственности имеет много форм, но в основе их

всех лежит этика воздержания от десяти недобродетелей. Из де-

сяти недобродетелей три относятся к действиям тела, четыре - к

действиям речи, и три - к действиям ума.

Три физические недобродетели суть:

1. Лишение жизни живого сушества: от убийства насекомого до

убийства человека.

2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согла-

сия, независимо от ценности этого имущества или от того, было

ли действие совершено самолично или через чье-либо посредство.

3. Сексуальный проступок: разврат.

Четыре недобродетели речи:

4. Ложь: обманывать других словами или действиями.

5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто

был в согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в

ней еще дальше.

6. Грубость: оскорблять других.

7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием

желаний и прочих [скверн].

Три недобродетели ума:

8. Зависть: думать - вот было бы это моим, желать что-ли-

бо, принадлежащее другому.

9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой

или малый.

10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто су-

ществующее, как например перерождение, причинно-следственную

связь или Три Драгоценности.

Противоположность этих десяти недобродетелей - десять доб-

родетелей; следование им называется практикой нравственности.

Практика высшего медитативного сосредоточения

Рассмотрим теперь, как добиться успеха в занятиях медитативным

сосредоточением, которое представляет собой однонаправленное

сосредоточение сознания на обьекте.

Имеется много видов медитативного сосредоточения; здесь мы

разъясним безмятежность (шаматха). Суть безмятежности - это

сосредоточенное удержание сознания на каком-либо объекте, без

отвлечений, в соединении с блаженной подвластностью ума и те-

ла. Если это сопровождается принятием Прибежища, то это буд-

дийская практика, а если она дополняется устремленностью к

высшему просветлению ради [блага] всех живых существ, то это

практика махаяны. Ее замечательные свойства таковы, что когда

достигается безмятежность, сознание и тело проникаются ра-

достью и блаженством;