Далай-лама

Буддизм Тибета

разновидности существ, мучимых голодом и жаж-

дой. Животные - те, что живут в океане и на поверхности земли.

Мученики адов - существа, имеющие разные цвета и виды в зави-

симости от их собственных прежних деяний.

Суть выражения круговорот бытия в том, что это - процесс,

неподвластныи ничьему контролю, происходящий в соответствии с

омрачёнными действиями и сквернами. Его сущностная природа -

горесть; он создает основу для страданий настоящего и порожде-

ния страданий в удущем. Строго говоря, круговорот бытия - это

осквернённые психофизические совокупности сложившиеся как ре-

зультат омраченных действий и скверн. Поскольку нет ничего

всех трех мирах, что не входило в круговорот бытия, то психо-

физические совокупности всех существ и составляют круговорот

бытия.

Причины круговорота бытия

Каковы корни круговорота бытия? Источников страдания два: ом-

раченные действия и скверны. Скверны определяются как перифе-

рийные факторы сознания и сами по себе не являются ни одним из

шести основных сознаний [глаза, уха, носа, языка, тела и ума].

Однако когда проявляется какой-либо из оскверняющих факторов

сознания, основное сознание [ума] подпадает под его влияние,

идет туда, куда ведёт его скверна, и тем самым накапливает

дурное действие.

Существует великое множество различных скверн, но основные

- это [эгоистичное] желание, злоба, гордость, ложные взгляды и

т. д. Из них главные - желание и злоба. Злость появляется

из-за первоначальной привязанности к самому себе, когда случа-

ется что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к себе

лоявляется гордость, и человек считает себя лучше других. Точ-

но так же, когда мы чего-то не знаем, появляется ложное предс-

тавление, что данный объект не существует.

Отчего с такой огромной силой возникают привязанность к себе

и все прочие подобные явления? Они возникают в силу безначаль-

ной обусловленности сознания, крепко держащегося за я, я да-

же во сне. Эта ложная концелция я появляется из-за отсутс-

твия знаний о сущности вещей. То обстоятельство, что все объ-

екты лишены (Букв. пусты. - Примеч. пер.) самосущего бытия,

неочевидно, и кажется, что вещи обладают независимой реаль-

ностью; отсюда и проистекает представление о значимости собс-

твенного я. Следовательно, концепция, что явления обладают

независимой реальностью, представляет собой скверну неведения,

которая и есть первичный корень всех прочих скверн.

Действия

Действия, с точки зрения их природы, бывают двух видов: наме-

рения и осуществления. Намерение предшествует физическим или

словесным деяниям и представляет собой фактор сознания, дающий

импульс к действию. Осуществление - это физическое или словес-

ное действие, которое происходит при выполнении намерения.

С точки зрения вызываемых ими следствий, действия бывают

трех видов: дающие заслугу, не дающие заслугу и дающие неколе-

бимое. Действия, дающие заслугу, имеют следствием счастливое

перерождение: жизнь в облике людеи, полубогов и богов. Дейс-

твия, не дающие заслугу, имеют следствием плохое перерождение:

жизнь в облике животных, голодных духов, мучеников адов. Дейс-

твия, дающие неколебимое, подвигают к высшим мирам, т. е. к

миру форм и миру без-форм.

Все действия можно подразделить на физические, словесные и

умственные, а с точки зрения того, каким образом испытываются

следствия, можно выделить три вида действий: следствия деяний,

накопленные в этой жизни, могут быть испытаны в этой же са-

мой жизни, в следующеи жизни или в любом из последующих пере-

рождений.

Освобождение

Круговорот бытия - это оковы, а освобождение означает свободу

от оков. Как объяснялось выше, причины круговорота бытия - ом-

раченные действия и скверны. Если корни скверн устранены, и

если новые действия не накапливаются, то, поскольку уже нет

скверн, которые могли бы активизировать потенции омраченных

действий, сохранившиеся от прошлого, тем самым устранены и

причины круговорота бытия. Значит, это - свобода от оков. До

тех пор, пока еще остаются психофизические совокупности,