Далай-лама

Буддизм Тибета

про-

изведенные прежними омраченными действиями и сквернами, - это,

как говорят некоторые, нирвана с остатком. Когда таких сово-

купностей больше нет, это нирвана без остатка. Без остатка

означает, что не осталось психофизических совокупностей, про-

изведенных омраченными действиями и сквернами, однако поток

сознания и поток неомраченных психофизических совокупностей

все-таки существуют.

Устранением причин сводятся на нет омраченные совокупности,

а освобождение от них приводит к исчезновению связанного с ни-

ми страдания. Таково освобождение, которое может быть двух ви-

дов: освобождение, заключающееся просто в уничтожении всех

форм страдания и их источников, и великое, непревзойденное ос-

вобождение, состояние Будды. Первое - это уничтожение всех

обусловленных сквернами препятствий [на пути освобождения от

круговорота бытия], но не препятствий к прямому постижению

всех объектов познания. Второе - это наивысшая ступень, полное

уничтожение как скверн, так и препятствий к всеведению.

Хинаяна (малая колесница)

Достичь как того, так и другого освобождения можно лишь следуя

пути. Есть пути обыкновенных существ - и пути Высших. Вторые -

это пути истинные. Среди последователей хинаяны различаются

слушающие (шраваки) и единолично-пробуждённые (пратьекабудды).

У тех и других имеется по пять путей, что вместе составляет

десять путей хинаяны.

Хотя слушающие - ниже, а единолично-пробужденные - выше,

основа у них одна. И те и другие следуют учению пути хинаяны,

которое служит методом лишь индивидуального освобождения от

круговорота бытия. Кратко говоря, они берут за основу свод

этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из

круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство без-

мятежности (шаматха) и особого постижения (випашьяна), устрем-

лённого к пустоте. Тем самым они избавляются от скверн и от их

семян, так что скверны не могут произрасти вновь. Действуя

так, они достигают освобождения.

И слушающие, и единолично-пробужденные должны последова-

тельно пройти пять путей: путь накопления, применения, вйде-

ния, медитации и не-учения-более. Тот, кто идет этими путями,

называется последователем хинаяны.

Махаяна (большая колесница)

Последователи махаяны прежде всего стремятся достичь состояния

Будды, неотстраненной нирваны, высшего освобождения - ради

[спасения] других. В соответствии с этим устремлением к высше-

му просветлению ради блага всех живых существ, они практикуют

те же самые пути, что и в хинаяне. Однако эти пути более воз-

вышенны и действенны из-за иных движущих мотивов. К тому же

эти пути дополняются специальными методами, основные из кото-

рых - шесть совершенствований и четыре способа обращения уче-

ников. Опираясь на них, последователи махаяны полностью и нав-

сегда преодолевают не только препятствия скверн, но и препятс-

твия на пути к всеведению. Когда оба типа препятствий преодо-

лены, достигается состояние Будды.

В махаяне также имеется пять путей: путь накопления, приме-

нения, видения, медитации и не-учения-более. Хотя они называ-

ются так же, как пути хинаяны, в действительности между ними

огромная разница. Кратко говоря, разница между двумя колесни-

цами, хинаяной и махаяной, кроется в их исходных мотивах; от-

того возникли расхождения и в основной структуре путей, и осо-

бенно в их методах или приемах. Оттого, в свою очередь, и ре-

зультаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как

низшее от высшего.

Когда последователи хинаяны обретают плод своих усилий, ос-

танавливаются ли они на этом? Или же они переходят к махаяне?

Совершенно ясно, что в конце концов они переходят к махая-

не. Поскольку их освобождение - это еще не конечное достиже-

ние, они не удовлетворяются им, но постепенно устремляются к

конечному достижению, идут его путями и становятся Буддами.

Тантраяна (колесница тантры)

Колесница мантр (В тибетской традиции термин колесница мант-

ры (мантраяна) более распространен, нежели употребленный в

заголовке термин тантраяна: это синонимы.