Далай-лама

Буддизм Тибета

- Примеч. отв.

ред.) включает в себя четыре класса тантр: тантра действия

(крия), выполнения (чарья), йоги, высшей йоги (ануттара-йога).

Класс тантр высшей йоги превосходит низшие тантры. Были изло-

жены десятки миллионов тантр высшей йоги, но мы лишь вкратце

остановимся на этом вопросе.

Ранее объяснялось, что различные страдания, которым мы под-

вержены, вызываются омрачёнными действиями и сквернами; по су-

ществу, страдания проистекают от неспособности человека дис-

циплинировать свой ум. В высшей йоге методы дисциплинирования

ума состоят в том, чтобы медитировать на благотворном объекте,

не допуская зарождения дурных мыслей и сосредоточиваясь на

важных точках своего тела. Благодаря этим методам путь высшей

йоги короче, чем другие пути, - поскольку сознание находится в

зависимости от тела. Медитирующий сосредоточивается на различ-

ных каналах, по которым текут в основном кровь, в основном се-

мя или только потоки энергии (ветры). Затем, поскольку потоки

энергии заставляют сознание устремляться к объектам, йогин по-

ворачивает эти потоки в обратном направлении, и таким образом

ничто не может более возбуждать его сознание; сознание не воз-

буждается и не устремляется к другим объектам. Таковы методы,

которые применяются в высшей йоге.

Поскольку такой опыт достигается только внутренней практи-

кой, задействующей каналы и потоки энергии, а не посредством

внешних приёмов, сознание должно обладать значительной силой

сосредоточения на объекте. С целью приобретения такой способ-

ности, а также по некоторым другим причинам, тексты учат меди-

тации на теле божества и т. п. Многочисленные изображения бо-

жеств в тантре - не произвольные творения, а образы, отобража-

ющие методы очищения загрязненных психофизических совокупнос-

тей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При

этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и

рук, число главных и сопутствующих фигур и т. п. отвечают раз-

личиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучае-

мых.

Короче, хотя и известны примеры, когда на этих путях удава-

лось обрести плод силой веры, все-таки пути эти обретаются

прежде всего силой размышления. И если практиковать их пра-

вильно и постепенно, можно найти множество оснований, облегча-

ющих обретение убежденности и прочной веры.

Две истины

Среди путей упомянутых выше, пути Высших - это истинные пути,

остальные являются как бы подходами к ним. Все пути заключены

в пределах метода и мудрости. Метод и мудрость, в свою очередь

зависят от двух истин. В Основополагающем тексте, называемом

Мудрость (Праджня-нама-мула-мадхьямакакарика) XXIV.8) На-

гарджуны говорится:

Учения, изложенные Буддами,

Основаны всецело на двух истинах:

На истине условной (мирской)

И абсолютной истине (высшей).

Достижение Тела Истины (дхармакая) и Тела Формы (рупакая) на

стадии результата т. е. достижение состояния Будды, зависит

от практики метода и мудрости на протяжении пути. Метод и муд-

рость, в свою очередь, зависят от двух истин, которые предс-

тавляют собой способ существования основы, или базиса [практи-

ки]. Поэтом понимание двух истин очень важно, а это весьма

трудная тема. Множество расхождений в догматике межд буддийс-

кими школами вызвано различием в трактовке двух истин.

Здесь следует сказать несколько слов о двух истинах в соот-

ветствии с системой Прасангика-Мадхьямика. Все явления, кото-

рые мы воспринимаем, имеют два способа существования. Один -

это номинальное, или условное, существование явлений а другой

- это высший способ их существования, пустотность, то есть от-

сутствие их самосущего бытия. Приведём пример из другой облас-

ти: так, ручка, скажем, имеет грубую форму существования, ко-

торая видна невооружённым глазом, а также невидимую форму су-

ществования - в виде скопления атомов.

Что же означает каждая из этих двух: абсолютная истина и

условная истина?

Если говорить кратко, то, в грубом приближении, абсолютная

истина - это постижение высшей природы объекта познания безо-

шибочно