Ключников Ю. С.

Психоэнергитическая защита, справочник

мыслей на избранном предмете.

Такие концентрации и медитации составляют самую важную часть духовного

воспитания. И, наконец, четвертая книга Учения - "Знаки Агни Йоги" - начинается

с приветствия "старшей Раджа-Иоге", матери всех медитативных методов, и

подчеркивает, что правильное естественное развитие сил духа у Агни Йога

неизбежно делает его Раджа-Иогом. Есть мнение, что Агни Йога выступает против

коллективной медитации. Однако, и это мнение основано на недоразумении. Уже

говорилось о положительной оценке учением дисциплины дзенских монастырей, одним

из существеннейших стержней которой была практика коллективной медитации

дзен-буддистов, проводимой в одном зале. Учение утверждает, что совместная мысль

двух родственно настроенных людей оккультно увеличивает свою силу в семь раз и

рекомендует создавать духовное содружество, занятое ростом психической энергии и

силы очищенной мысли. Оно рекомендует также изучать опыт групп, объединенных

какойто совместной творческой деятельностью (например, певческие народные хоры)

и тем накапливающих психическую энергию. Опыт таких групп, чья деятельность

представляет собой неосознанную динамическую медитацию, очень полезен для групп,

ведущих духовную работу. Подобное изучение и гармонизация медитации могут

достигать колоссальных результатов. Агни Йога утверждает, что "систематически

спаянная группа из 12 человек может управлять галактическими процессами". И

наконец, важнейший метод коллективной медитации, принимаемый и приветствуемый в

Агни Йоге,- совместные мысленные посылки, осуществляемые гармонизованной группой

людей для очищения пространства. Все вышеприведенное свидетельствует о том, что

и сами Рерихи, и Великие Учителя Востока блестяще знали медитативные традиции

различных времен и народов, признавали полезными многие виды медитации, не

ограничивая свой взгляд классической сидячей позой. В то же время было бы

неправомерно утверждать, что отношение Агни Йоги к медитации однозначно

апологетическое. Есть такие виды медитативных практик, которые оцениваются

Учением либо как вредные, либо как недостаточно эффективные методы. К вредным

видам Учение относило: 1) всевозможные психотехники, искусственно облегчающие

выделение астрального тела, 2) усиленную пранаяму и медитацию, связанную с

задержками дыхания; 3) механическую концентрацию внимания на тех или иных чакрах

или центрах без высоких духовных установок; 4) подъем энергии Кундалини без

предварительного нравственного очищения, развития воли и самопознания; 5)

медитации, основанные на чисто умственных мозговых образах Высшего без участия

сердца и проводимые в отравленной тонкой атмосфере больших городов. Согласно

Агни Йоге, вредными эти медитации считались потому, что они основаны на подмене

естественного духовного пути механическими искусственными упражнениями, что

нарушает психологическое равновесие человека и, в условиях загрязненной

психосферы мегаполиса, может пагубно отразиться на его здоровье и психике. Они

привлекают к человеку неуправляемые тонкие силы, которые ведут себя по отношению

к медитирующему как вампиры. К недостаточно эффективным для изменяющейся эпохи

медитативным методам Учение относит западные приемы суггестии и гипнотического

внушения, основанные на жестокой мозговой воле и сверлящем взгляде гипнотизера

(что уступает восточной целительной науке сердца), а также длительную

классическую медитацию в неподвижной позе. Причина устарелости этих методов - в

недооценке новой эволюционной роли сердца, а также в уходе от жизни, между тем

как нынешний этап эволюции планеты предполагает активное созидательное участие

Агни Йога в делах мира. Но означает ли, что заповеданный Живой Этикой

естественный духовный путь сердца и устремления к Высшему вообще не нуждается ни

в каких видах медитации, сосредоточения и специальной сознательной работе над

мыслью и сознанием? Со всей определенностью необходимо сказать: нуждается!

Утверждать обратное - значит искажать Учение, выхолащивать из него высокий

Гнозис и смысл. Огненная Йога Жизни - это не простое продолжение Карма-Йоги, но

переустройство бытия, предполагающее выход на новый уровень напряжения мысли и

духа. Огненная Йога Сердца - это не просто продолжение Бхакти-Йоги, но

трансформация чувства любви в изменившихся космических условиях до вселенских

масштабов. Огненная Йога Духа - это не просто романтическое устремление к

абстрактным светлым идеалам без знания законов духовной алхимии. Естественность

пути Агни Йога