Бодхи

Путь к самадхи

выглядит, но на практике этот процесс будет вас захватывать. Дело в том, что со временем все эти признаки вы будете видеть сразу, одновременно, что ли. Простая чашка становится текучей как огонь, или как вода. Попытаюсь описать как это происходит у меня.

Вот вчера например:...Иду гулять. Снег хрустит. Обращаю внимание на этот звук. Звук отделяется от всего остального и как бы звучит сам по себе. В нем появляется глубина, протяженность и многогранность. В сочетании с другими звуками - шелестом куртки, шумом машин он превращается во что-то целое и неделимое. Вхожу в лес. Деревья. Они разные. Одно выстреливает в небо своим исполинским ростом, второе причудливо изогнуто. Пятна снега на ветках складываются в различные формы и уже нельзя понять где кончается одно дерево, а начинается другое. Смотрю на кору березы. Очень сложная фактура переливается в лучах заходящего солнца. Издалека кора похожа на горные разрезы. Если рассмотреть ее вблизи, то взгляд проваливается в невообразимую глубину, непонятно чего - очень тонких узоров из сочетаний пятен, светов и теней. Появляется ощущение удивительной общности с этими существами. Хочется их обнимать и просто быть рядом. Смотрю дальше. На снегу собака. Какает. Спина изогнута как лук, хвост торчит, вертит головой по сторонам, на морде усы, шерсть блестит. Тело собаки каким-то странным образом сочетается со снегом вокруг. Очень удивительно. Смотрю на людей, которые встречаются по дороге. Их движения и мимика как бы разваливаются на составляющие, как будто их плохо смазали и теперь они движутся дискретно. Обращаю внимание на себя, на собственное тело. Оно обретает легкость и шарнирность. Приходит аналогия с животным лошариком из детского мультфильма. Обращаю внимание на его движения. Они многофазовые, время как бы замедляется и все видится и чувствуется очень детально. Внимание как бы растекается по всему, что воспринимается, становится быстрым как свет и четким как тень. Зрение панорамное и в тоже время направленное.

Вообще описать это сложно, но примерно так. В дальнейшем такое виденье должно практиковаться в любых условиях - дома, на работе, при смотрении телевизора (о, это особенно впечатляет!).

Интересно попрактиковать практику забывания на человеческой речи. Вот, например едете вы в такси домой. Там сидят еще человек несколько и все говорят. Начинаете вслушиваться в звуки, которые они издают, концентрируясь на басах например, потом оказывается, что басы эти странно сочетаются с визгливым поскрипыванием амортизатора и так далее и вот вы уже не понимаете, что цены на мобильники скоро поднимутся, а доллар рухнет :))).

Еще интересно попытаться не понимать написанное. Например в вагоне метро полно всякой рекламы, которую вы НЕПРЕРЫВНО читаете, если, конечно, смотрите по сторонам. А ведь текст - это пятна краски и текстом его делает только лишь ваше предзнание этих пятен краски, которые имеют признаки текста. Вот и постарайтесь видеть текст как пятна краски, которые могут входить в другие структуры рисунка или вообще никуда не входить. Вообще это невероятно трудно, но при даже неудачных попытках (а их 99%) я чувствую прилив какой-то энергии и оптимизма и самое главное - это эффект утончения внимания. Здесь также можно искать наиболее удобные методы остановки предзнания, торможения автоматического распознавания. Например, такой метод: каждая буква у нас ассоциируется со звуком. А вот ты возьми да и назови каждую букву иначе. Например - слово вход. Его можно прочесть так: две петли, крестик, нолик, домик. Тут уж никакого входа не получишь. То есть надо всего лишь дать другое наименование и совершать выбор - когда какую систему чтения ты используешь. Захочешь - прочтешь, а захочешь - начнешь домики с крестиками видеть. Когда у нас есть только однозначная интерпретация - тогда сложно от нее избавиться, приостановить ее. Но если их хотя бы две - вот тут монополия разрушается и появляется конкуренция, свободный выбор, а как следствие - свобода интерпретации восприятия.

Но самые интересные открытия происходят, когда мы, вдоволь натренировавшись на внешних объектах, переводим такого рода восприятие на себя. И тут обнаруживается, что тот субъект, который знается умом как я - целый и не делимый, начинает распадаться на части, которые как элементарные частицы непрерывно движутся, складываясь в причудливые формы того, что мы привыкли называть собой. И чем острее лезвие забывания себя, тем удивительнее и загадочнее все выглядит. Какая-то необусловленная радость так и прет, когда видишь этот удивительный калейдоскоп,