Бодхи

Путь к самадхи

можно воспринимать все совершенно иначе, двигаться невообразимо иначе, чем привыкло делать это квазистационарное завихрение :), называемое в просторечии человеком.

19. Нэти: Практика забывания

1) Предпосылки: по мере продвижения в практике, я столкнулся с переживания новизны воспринимаемого мира. Привычные, тысячи раз воспринимаемые явления вдруг обретали качество свежести и тайны. Из привычных восприятий вдруг складывались новые картины и порой невозможно было сказать, что ты видишь именно то, что привык как-то называть. На основании этого, я решил исследовать данное явление и попытаться разработать методы, позволяющие получать подобные состояния систематически. В результате этой работы я пришел к следующим выводам и практике.

2) Гипотеза: предположим, что в детстве ребенок воспринимает мир в чистом виде, без каких бы то ни было интерпретаций. Затем его учат называть явления, дифференцировать и использовать для своих целей. Таким образом мир фиксируется, собирается в плоскости функционирования. Эта призма механически просеивает восприятие, что позволяет уму не отвлекаться на оценку старых восприятий, если таковые уже есть в памяти, а заниматься в это время своим делом. Внимание становится обусловленным функциональной жизнедеятельностью и из колоссального спектра восприятия оно выхватывает лишь узкую его часть. В принципе такой подход рационален и приемлем в случае тотального функционирования, но он не будучи осознанным крадет 99% восприятий, превращая живой процесс восприятия в различение на основании модели, которая является не чем иным, как памятью. Есть предположение, что это также отчасти происходит в следствие низкого энергетического уровня механизма тела-ума. Эта энергетическая примитивность ставит функционирование во главу угла и замыкает на него приоритеты. С этого момента мы знаем мир.

3) Наблюдения:

Мною было замечено, что при многократном восприятии одного и того же объекта, его различение начинает изменятся. Например при частом повторении какого-нибудь слова, оно вдруг теряет смысл и вы слышите просто сочетание звуков, которые часто кажутся нелепыми или просто удивительными. Или если долго смотреть на себя в зеркало, то через какое-то время вы можете не узнать себя или вас вдруг привлечет какая-то отдельная часть лица, которая в свою очередь окажется очень удивительной. Все это происходит, на мой взгляд потому, что механизм просеивания восприятия на предмет функциональности включается хоть и механически, но не всегда, а только когда это надо.

В отличие от него, восприятие всегда имеет место. Но в случае с многократным восприятием объекта, его функциональность распознается в первый, второй, десятый раз, но на двадцатый заход это уже не нужно. Как только механизм не срабатывает - вы видите что-то новое и туда сразу устремляется внимание. Как правило новизна состоит в восприятии основы явления - звуков, движений, красок и пр. - наблюдается как бы увеличение разрешающей способности внимания. Это похоже на стереоскопические картинки - сначала вы долго смотрите и нечего не видите, но потом вдруг проваливаетесь в новый мир.

Далее, если рассмотреть подробно, как происходит привычное восприятие-различение, то мы обнаружим, что оно состоит из распознавания довольно крупных объектов - дерево, чашка, мама, машина. Но ведь каждый из них состоит и громадного количества частей - формы, цвета, движений, фактуры, вибраций и пр. Это своего рода элементарные частицы восприятия, но мы не обращаем на них внимания и если присмотреться к процессу восприятия-различения, то можно заметить, что мы как бы проскакиваем через распознавание огромного количества признаков, которые характеризуют объект, например дерево. Внимание не задерживается на них, ведь цель функционирования не в том, чтобы видеть, а в том чтобы не врезаться в это дерево.

Мной также замечены всплески такого рода очищения восприятия в результате практики возврата внимания, а также практик связанных с энергетикой. Объяснить это можно наверное тем, что вследствие практики возврата внимания сама функциональность становится неважной, а следовательно и механизм, который ее поддерживает, атрофируется. Во втором случае в системе становится достаточно энергии для проявления детского любопытства - призма восприятия как бы становится более текучей.

Еще одно наблюдение - однажды я вышел из метро и пошел мимо ларьков. Слышалась музыка и голос, который что-то пел. По какой-то причине, толи слышалось плохо, то ли дикция у певца была плохая я решил, что песня иностранная и шел себе