Бодхи

Путь к самадхи

вернуться к этому репортажу с тем, чтобы дополнять его подробностями, вновь всплывшими в памяти. Как правило многократный возврат к событию позволяет постепенно дописать его до состояния относительной полноты. Когда ты увидишь, что ситуация описана полностью, после этого ты переходишь к третьей стадии - в)ты должен с начала и до конца заново проиграть в своей памяти это событие, придерживаясь твоего репортажа, чтобы не упустить что-то, и при этом тебе необходимо максимально интенсивно пережить все то, что ты тогда переживал - что бы это ни было: страх, ужас, позор, стыд - что было, то и переживай. Все эти годы ты засовывал это событие подальше, стремясь оградить себя от его оцепеняющего влияния, но сейчас задача обратная - максимально полно проявить все эмоции, все страхи, которые были тогда. Когда ты выполнил это, то начинается следующий этап: г)ты возвращаешься снова к началу и снова переживаешь всю ситуацию, и делаешь это многократно - раз за разом.

Еще раз подчеркиваю - каждый раз, когда ты все это проигрываешь в памяти, твоя задача состоит в том, чтобы ни в коем случае не пытаться оградиться от тех деструктивных эмоций, а наоборот - вызывать их с максимальной приближенностью к реальности.

Это упражнение необходимо повторить несколько раз. А точнее - несколько десятков раз - насколько хватит сил. Первые 5-10 повторов будут сопровождаться всеми теми эмоциями в полной красе. Однако чем дальше, тем слабее они будут проявляться. Все мы знаем, что маленький ребенок не способен страдать долго - поплачет 10 минут и успокоится - у него пока нет сил, чтобы поддерживать свое страдание слишком долго. Здесь происходит тот же эффект. На 20-й, к примеру, повтор, ты заметишь, что несмотря на то, что ты всячески стараешься снова вызвать все эмоции, стараешься максимально ярко и обнаженно обсосать каждую деталь твоего ужасного события, а эмоции уже не возникают настолько отчетливо и ярко, как при первых повторах. Если у тебя хватит сил, то крайне желательно дойти до такого повтора (это может быть 50-й повтор), когда произойдет следующее: как бы ты ни пыжился, как бы ни повторял в памяти весь тот ужас, который с тобой приключился, а эмоций попросту нет - полное безразличие. Ты исчерпал весь тот запас эмоциональной энергии, которая была уделена поддержанию этой ситуации. Завтра, когда ты снова вернешься к этому эксперименту, все может начаться сначала, но ты заметишь, что полное спокойствие наступает уже не на 50-й раз, а на 40-й. А потом - на 30-й. И так далее. Чем дальше, тем быстрее будет исчерпываться та энергия, которая обслуживает данное воспоминание, привязывая эмоции к событию. Можно провести аналогию со зверем, которого раз за разом вспугивают с насиженного места. Твоя энергия имеет одно насиженное место - поддержание эмоционального сопровождения этого воспоминания. Вспугивая ее раз за разом, исчерпывая ее в этом месте, ты даешь ей понять: здесь ей делать нечего. И она постепенно уходит, постепенно она перестает приливать в это место.

Если тебе не удается с первого раза дойти до такой стадии, когда наступает полное безразличие - ничего страшного. Опыт можно считать успешным тогда, когда ты столько раз повторил воспоминание, что произошло заметное снижение эмоционального накала, сопровождающего ее воспоминание. Сколько раз тебе придется выполнить такие серии воспоминаний - зависит от конкретной личности и конкретного случая.

Когда ты добился того, что воспоминание ситуации вообще ничего в тебе, эмоционально локально истощенном в результате своих упражнений, не вызывает, тогда имеет смысл еще несколько раз провести воспоминание. Это дает тебе ценнейший опыт - опыт переживания той травмирующей ситуации без какого-либо эмоционального фона. И тогда ты можешь обнаружить, что там нет ничего травмирующего. Да, тебя изнасиловали. Это больно, это неприятно - но в этом нет ничего психически травмирующего. Член насильно поместили во влагалище - причем не по злой воле какого-то субъекта - а нет никакой злой воли и нет никакого субъекта. Просто есть некий слепой механизм, который в одном случае заставляет своего ребенка учить уроки, а когда задействованы другие шестеренки - он ругается в очереди на автобус, а когда задействованы третьи шестеренки - он насилует, а в четвертом случае - он ласков и нежен. И все это просто игра шестеренок. Я не знаю - какую конкретную смысловую форму примет это осознание, но суть в том, что если мы вспоминаем всю ситуацию достаточное количество раз без эмоций (не потому, что препятствуем им, а потому что уже истощены и