Гектор

Кастанеда (Художественный вымысел и действительнос

дескрипции, а именно: (g) индивид, представляющий сам по себе следующий набор: F1, F2,... Fn, где F1, F2,... Fn - суть монадные свойства.

(G.3) Определенный артикль the представляет собой оператор индивидуации. Здесь результат воздействия оператора the на операнд понимается в духе модели отношения часть-целое. Таким образом, индивидуальное обличие интерпретируется как комплекс, включающий в качестве компонентов как множество свойств {F1... Fn}, так и оператор the.

Согласно альтернативной точке зрения, оператор the может рассматриваться как математическая функция, отображающая множество свойств на индивидуальном обличии. Но эта точка зрения, хотя и более ясная, онтологически дефективна в том отношении, что она откладывает ответ на вопрос о природе индивидуальных обличий. Функция сообщает нам только о том, что между операндом (или аргументом) и значением (value) операции есть соответствие, но она ничего не говорит о внутренней композиции этого значения. В какой-то момент мы должны задаться вопросом, каковы в точности значения индивидуатора the. Композиционный (а не функциональный) подход, который мы здесь развиваем, со всей определенностью подчеркивает, что суть, или содержание, индивидуального обличия составляет множество свойств. Этот подход предполагает, что индивидуатор the - один и тот же для всех индивидуальных обличий[9]. Так оно и должно быть, поскольку именно индивидуатор конституирует категорию, к которой принадлежат обличия.

Предыдущие тезисы (G.1)-(G.3) также дают частичный ответ на вопрос (а). Оставшаяся часть ответа может быть дана лишь после того, как мы найдем ответ на вопрос (с).

Фундаментальный шаг, приближающий нас к ответу на вопрос (с), состоит в том, чтобы свести предикацию (индивидам) случайных свойств к атрибуции (индивидуальным обличиям) одного или другого из двух отношений случайного тождества, обсуждавшихся в разделе X. Это обеспечивает большую простоту и унифицированность подхода. Ср. следующий пример: (16) Автор книги Science, Perception and Reality великолепен.

Следует определить смысл связки is. Допустим, что is выражает в (16) экзистенциальную связку. Тогда (16) должно анализироваться как: (16а) Автор книги Science, Perception and Reality случайно-фактически-тождествен великолепному автору книги Science, Perception and Reality.

Вообще говоря, механизмы редукции предикации таковы: (P*.1) Предложение вида The F one is G (Обладающий предикатом F есть G), выражающее пропозицию о действительном мире, имеет логико-онтологическую форму The F one is existentially-contingently-the-same-as the GF one (Обладающий предикатом F случайно-фактически-тождествен обладающему признаком GF).

(P**.1) Предложение вида The F one is G, выражающее пропозицию о вымышленной сущности The F one (Обладающий признаком F), имеет логико-онтологическую форму The F one is-functionally-contingently-the-same-as the GF one (Обладающий признаком F фиктивно-случайно-тождествен обладающему признаком GF).

Эти два принципа предикации ставят в качестве оставшейся теоретической задачи проблему прояснения двух обсуждавшихся нами отношений тождества. Здесь я отсылаю читателя к исследованиям, упомянутым в сноске 8. Добавлю лишь, что отношение тождества, упомянутое в (P*.1), называется консубстациацией и подчиняется законам консистентности (только непротиворечивые [self-contingent] обличия могут подвергаться консубстанциации вместе с чем бы то ни было), полноты (или логической завершенности консубстанциации) и другим. Автоконсубстациация [self-consubstantiation] равносильна существованию. Консубстанциация есть отношение эквивалентности с областью существующего. С другой стороны, отношение тождества, о котором идет речь в (P**.1), называется консоциацией. Оно не подчиняется законам консистентности (внутренне противоречивые [self-contradictory] обличия, могут быть частью персонажей художественного произведения) или полноты (это критерий (С7) раздела III).

Как консубстанциация, так и консоциация суть случайные формы внешней предикации. Они противостоят двум другим формам предикации. С одной стороны, есть внутренняя предикация, при которой пропозиции выражаются предложениями формы The FG is F (как нынешний президент Канады - президент).

С другой стороны, есть внешняя предикация не-случайного типа, при которой два множества свойств А и В могут быть эквивалентными, так что обличие, суть которого составляет А, не-случайно тождественно обличию, суть которого составляет В. Эту внешнюю форму предикации я называю конфлацией.

В заключение