Гектор

Кастанеда (Художественный вымысел и действительнос

New York, Appleton-Century-Croft, 1952;

(9) Декан философского факультета Миннесотского университета в 1954 г.;

(10) Философ, обсуждавшийся в книге Action, Knowledge, and Reality, Indianapolis, Bobbs-Merrill, 1975;

(11) Лицо, родившееся в Энн Арборе, штат Мичиган, 20 мая 1912 г., исполнивший роль прислуживающего мальчика при Р. У. Селларсе, когда тот играл в гольф с Де-Уиттом Паркером.

Я выделил курсивом определенный артикль[6], чтобы подчеркнуть, что каждая определенная дескрипция должна пониматься как обозначение объекта, простейшего объекта, характеристика которого исчерпывается признаками, содержащимися в дескрипции. Проводимая мною здесь точка зрения, которая кажется адекватной по отношению к художественному вымыслу, это наивная точка зрения, предшествующая введенному Расселом в работе On Denoting взгляду, в соответствии с которым определенная дескрипция должна анализироваться как комплекс, состоящий из квантора и идентифицирующей части. В случае несуществующих объектов, вроде нынешнего президента Канады, вполне ясно, что соответствующая сущность (даже если мы будем в конце концов рассматривать ее как просто faзon de parler) не может иметь каких-либо других свойств, кроме тех, которые были только что упомянуты при ее характеристике. Достаточно очевидно, что про нынешнего президента Канады, поскольку он не существует, нельзя сказать ни то, что он высок или низок, ни то, что он молод или женат, или является отцом, или кем бы то ни было еще, кроме того, что этот объект - президент, нынешний президент Канады. Разве что мы могли бы приписать ему тавтологические свойства быть высоким и не высоким и под.

Теперь попробуйте дать точно такую же интерпретацию индивидам (6)-(11). Каждый из них обладает именно теми свойствами, которые раскрывает соответствующая характеристика.

Минимальное историческое исследование устанавливает следующие два важных факта относительно этих индивидов: Факт 1. Каждый из индивидов (6)-(11) существует.

Факт 2. Индивиды (6)-(11) случайным образом - одно и то же (лицо, индивид).

Эти два факта тесно связаны. Здесь вступает в игру полнота реальных объектов, фиксированная в критерии (С7) в разделе III, которая отличает их от относящихся к художественному вымыслу и других несуществующих объектов. Поскольку (6) существует, для каждого свойства F либо (6?.а) F-овый автор книги Science, Perception and Reality, London, Routledge and Kegan Paul, 1963, существует.

или (6?.b) Не-F-овый автор книги Science, Perception and Reality, London, Routledge and Kegan Paul, 1963, существует.

Это полнота реальности объекта (6). Но тогда должны быть и другие индивиды, которые однозначно характеризуются некоторым признаком F и тоже существуют. Причем эти индивиды случайным образом тождественны. Именно это подразумевается под случайной тождественностью индивида (6) каждому из остальных индивидов (7)-(11).

Коротко говоря, действительность или существование есть ограниченное объединение [limited communion], как это объяснял Платон в Софисте 252-253, однако не только объединение форм, как он полагал, но также и объединение мысленных индивидов. Бытовые выражения случайным образом тождественные, случайным образом идентичные и т. п. - это все выражения для обозначения этого встречающегося в действительности объединения. Эти выражения описывают структурное свойство, которое мы обнаруживаем в опыте, оно соответствует тому, что в предлагаемом мною здесь наброске теории используется для объяснения реальной предикации.

Случайное тождество, связывающее любых двух индивидов из списка (6)-(11), - это то, что обеспечивает единство системе индивидов, которая составляет обычное лицо, мыслимое нами как объект, обладающий бесконечным множеством свойств и удовлетворяющий дескрипциям, которые характеризуют индивидов (6)-(11). Фактическое тождество отлично от фиктивного тождества, которое объединяет мысленных индивидов и которое, таким образом, конституирует вымышленные персонажи. Но мысленные, атомарные индивиды составляют единое целое (are the same), независимо от того, объединяются ли они в вымышленные персонажи в силу отождествления, осуществляемого в мире вымысла, или же они объединяются в реальные объекты в силу случайного тождества, существующего в действительном мире. Здесь мы снова находим еще один важнейший момент, объясняющий единство опыта и однородность сознания: во всех типах сознания и опыта мы сталкиваемся с одними и теми же свойствами - качествами либо отношениями, с одними и теми же атомарными индивидами, которые